logotype
Издается с октября 1924 года

ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЙОННАЯ ГАЗЕТА

ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК всегда гордился своей семьёй

30 мая 2024
ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК  всегда гордился своей семьёй

До 30 июня в Лодейнопольском историко-краеведческом музее представлена выставка пяти графических работ Марии Алексеевны Поленовой – матери художника Василия Поленова – из коллекции Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова, расположенного в Тульской области.

На ее торжественном открытии в музее 17 мая присутствовали педагоги, экскурсоводы, музейщики, библиотекари, ставшие ее первыми зрителями, а также сотрудники Поленовского музея и организаторы выставки Надежда Баева и Марина Сулаева, которые привезли эти работы в Лодейное Поле.

В своем вступительном слове директор Лодейнопольского музея Наталья Чуланова отметила, что эта выставка является продолжением давнего и плодотворного сотрудничества двух музеев. И дружеские связи между ними будут и дальше развиваться, чтобы предоставить возможность лодейнопольцам знакомиться с подлинными работами из коллекций музея-заповедника В.Д.Поленова. Одна из них включает 25 графических рисунков Марии Алексеевны Поленовой. Она рисовала для души и давала первые уроки своим детям, двое из которых стали знаменитыми художниками.

IMG_3526.JPG

– Женщин тогда никуда не принимали учиться, и она занималась дома, – рассказал Надежда Баева. – Мария Алексеевна была ученицей академика живописи Константина Молдавского – ученика Карла Брюллова. Особенно она преуспевала в рисунке, была талантливой художницей, ей нравилось это занятие. На ее работах обычные крестьянки из деревни Акулова Гора, которые просто надевали костюмы и головные уборы, приобретенные Марией Алексеевной на ярмарках, и ей позировали. В основном среди ее работ женские портреты, есть несколько мужских и детских. В семье Поленовых всегда заботились о том, чтобы дети получили хорошее образование. Она сама занималась с ними рисунком и живописью, нанимала педагогов. Рисовали все с удовольствием. От мамы Василий Поленов унаследовал любовь к живописи. Известным художником стала и его сестра Елена, которая затем в том числе занималась иллюстрацией русских народных сказок. В следующем году мы предлагаем организовать в Лодейнопольском музее выставку ее работ.

Надежда Васильевна – уникальный человек, она работает в Поленовском музее более 50 лет, поэтому очень интересен был ее рассказ о том, как он создавался и как сложилась судьба самого художника и нескольких поколений его семьи. Приведем некоторые из этих фактов.

Самые лучшие воспоминания Василия Поленова связаны с их родовым имением в Акуловой Горе («Имоченцы»). И даже когда после смерти его отца усадьбу уже продали другим владельцам и все члены семьи разъехались, художник очень часто там бывал, потому что его привлекала совершенно удивительная природа, прекрасный сосновый воздух. Все это грело душу и вдохновляло на то, чтобы работать дальше. И он всегда мечтал о таком же доме для своей семьи (у них с женой Натальей Васильевной было пятеро детей), какой был у его родителей. И потом воплотил эту мечту. Его большую картину «Христос и грешница», над которой художник работал почти 20 лет, за 30 тысяч рублей серебром купил Александр III, и Василий Поленов приобрел на Оке в Тульской губернии полуразвалившуюся усадьбу, обменял ее на участок земли и построил свой дом, куда они приезжали из Москвы на лето. Там впоследствии и был создан его музей.

– У нас музей особый, это музей-усадьба, Василий Поленов создал его в собственном доме, – продолжила свой рассказ Надежда Баева. – Он говорил: «Четыре поколения Поленовых коллекции собирали, а я это продолжил». Усадьба художника сохранилась даже в годы гражданской войны. Сначала в ней на первом этаже открыли частный музей, принадлежащий семье Поленовых, а на втором и третьем этажах до 1939 года располагался дом отдыха Большого театра. А когда художник передал государству коллекции своих картин, там открыли государственный музей. И он до сих пор существует. Его первым директором был старший сын художника Дмитрий Васильевич, потом – его сын Фёдор Дмитриевич, а сейчас его возглавляет правнучка художника Наталья Фёдоровна Поленова. Еще хочу отметить, что Василий Поленов всегда очень гордился своей семьей и воспитывал своих детей так, чтобы они тоже были хранителями семейных традиций.

Интересной информацией о семье Поленовых и великом русском живописце поделилась и главный хранитель Лодейнопольского музея Светлана Дмитриева. В его фондах хранится личная переписка автора книги о Лодейном Поле Петра Зайцева с Фёдором Поленовым. В 1950-е годы на этапе подготовки издания краевед обратился к внуку художника за помощью в сборе материала, и благодаря этому в нашем музее появились в том числе воспоминания Василия Поленова, записанные его сыном Дмитрием Васильевичем, связанные именно с Имоченицами. Оказывается, художник подчеркивал не только природу и красоту здешних мест, но и подмечал другие особенности, отличающие их от российских губерний. Эти документы были представлены на выставке в нашем музее впервые, а их копии переданы Надежде Баевой для Поленовского музея. В свою очередь Надежда Васильевна подарила коллегам в Лодейном Поле два издания (на фото), посвященные творчеству талантливых женщин семьи Поленовых – жены великого художника Натальи, дочери Натальи и сестры Елены.

Заместитель главы районной администрации по внутренней политике Алексей Костяков, который также был в числе первых зрителей выставки, поблагодарил сотрудников обоих музеев за то, что они вооружают лодейнопольцев знаниями, возрождают духовные и семейные ценности, а также интерес к культуре и истории малой родины

Лариса НИКОЛАЕВА
Фото автора


Возврат к списку

Другие новости