Сорок лет с родной газетой
В честь 100-летия газеты «Лодейное Поле» поделюсь своими воспоминаниями, связанными с сорокалетним сотрудничеством с её творческим коллективом.
Летом 1984 года, после окончания школы, будучи станочником Лодейнопольского ДОКа (куда устроился, не поступив в Лесотехническую академию, с надеждой связать свою жизнь с лесным хозяйством) принёс в редакцию свои стихи…
Долго стоял в коридоре старого дома на улице Карла Маркса, где располагались редакция и типография, не решаясь зайти в кабинет редактора. Там меня и приметил заведующий отделом промышленности Александр Николаевич Шмырин. Узнав про желание публиковаться и бегло просмотрев мои записи, посоветовал больше читать произведения известных поэтов и предложил начать путь в большую литературу с прозы в виде заметок рабочего корреспондента.
Первая заметка была про столовую ДОКа, которая мне понравилась качеством пищи и обслуживанием в просторном помещении. С радостью купил номер «Ленинской правды» со своей первой в жизни заметкой и стал показывать её знакомым. Как оказалось, моё хорошее впечатление от столовой предприятия разделяли не все. И это был первый урок критики от людей с иным мнением... В коллективе почти каждый номер нашей районки в перерывах разбирали по косточкам, цепляясь за неточности в деталях и посмеиваясь над штампами и лозунговым характером части публикаций в «Ленинской правде», что было характерно для тех лет. И теперь, спустя десятилетия, понимаю, что точность и объективность заметок – понятие весьма условное, хотя и становятся они ценным материалом для краеведов и исследователей, готовых сопоставлять газетные факты прошлого с другими источниками, чтобы увидеть историческое звучание эпохи.
А сотрудничество с редакцией во главе с Александром Борисовичем Ставицким в те годы крепло. С ним мы стали обмениваться литературными набросками, переписывались, пока я служил в армии в далёком Забайкалье, и сразу после возвращения домой получил право стать полноправным литературным сотрудником в статусе заведующего отделом писем.
Письменных обращений в редакцию в те годы было немало. Приходилось разбираться с каждым, сопереживая людям. Когда приходило понимание их правоты, появлялись критические статьи и негативная реакция на них тех, кого приходилось выводить на всеобщее осуждение. Были, конечно, оскорбления, жалобы и угрозы, но согревало одобрение многих читателей, ведь в нашем малом городе все на виду, а традиция обсуждения наиболее интересных или острых публикаций оставалась.
Вскоре придумал рубрику «Дежурный телефон», в течение часа принимая звонки от земляков, которые задавали вопросы и хотели поделиться своими переживаниями. Эти часы были сложными по эмоциональной нагрузке, после каждого чувствовал себя как выжатый лимон. Зато людям они очень нравились, как и другие новые рубрики и темы, идеи которых подсказывали коллеги из других редакций, преподаватели и студенты факультета журналистики, который стал моей высшей школой с 1988 года…
И в самые сложные периоды моим добрым помощником-наставником был не только первый редактор Александр Борисович Ставицкий, но и сменивший его на этом посту Александр Николаевич Шмырин, коллеги по перу Пётр Павлович Егоров, Анатолий Данилов, Валентина Ивановна Яфанова. Особое место среди них занимал мудрый, терпеливый и многоопытный ответственный секретарь редакции Пётр Васильевич Петров. Самый ответственный в редакции и надёжный. Мы засиживались с ним в его кабинете допоздна, беседуя не только о работе, но и о многом другом. Храню в своём архиве его рекомендацию для вступления в Союз журналистов. И теперь, спустя эти сорок лет журналистской работы, понимаю, что почти во всех редакциях самым важным звеном тогда был ответсек, который кропотливо и дотошно работал над текстами, пытаясь «втиснуть» материалы и фотографии на страницы газеты так, чтобы они смотрелись и привлекали читателей, стараясь, чтобы очередной номер вышел в свет без ляпов. Эти люди были не так заметны читателям, как корреспонденты и редакторы, но им мой особый поклон и благодарность.
Пётр ВАСИЛЬЕВ,
журналист, писатель, краевед