logotype
Издается с октября 1924 года

ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЙОННАЯ ГАЗЕТА

Из чего рождается учительское счастье?

30 авг 2024
Из чего рождается учительское счастье?
День знаний – праздник для всех школьников, студентов, родителей и педагогов. Во всех школах района скоро пройдут линейки, посвящённые началу учебного года, где с особой торжественностью примут в свою семью первоклассников. В каждом учебном заведении нашего района воспитали не одно поколение жителей, в них сложились добрые традиции. Педагогические коллективы их бережно хранят и с каждым годом приумножают. О том, каково это – быть учителем в сельской школе, нашей редакции рассказала педагог Алеховщинской школы Людмила ИВАНЕНКО.

Людмила Владимировна 36 лет работает в школе учителем русского языка и литературы. С 2001 года 15 лет исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. На протяжении последних лет является председателем предметной муниципальной комиссии по проверке экзаменационных работ в 9-х классах в рамках ОГЭ по русскому языку, экспертом при проверке итогового сочиненияизложения в 11-х классах, много лет возглавляла школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

В 2018 – 2019 учебном году Людмила Владимировна стала лауреатом ежегодного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2019». За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм Людмила Владимировна отмечена грамотой Министерства образования России и другими наградами.

– Людмила Владимировна, кем были Ваши родители, почему Вы решили стать учителем?

– Начну с того, что я родилась в Алёховщине. С маминой стороны родословная прослеживается до 17 века, все они – коренные жители деревень, которые сейчас входят в состав села. Папа родом из Оренбургской области. Маму туда забросила судьба, она поехала помогать старшей сестре, у которой муж был военным, окончила там библиотечный техникум и по распределению оказалась в деревне, где жил папа. Там они и встретились, затем приехали в Алёховщину, которую папа полюбил всей душой. Мама более 45 лет работала в сельской библиотеке, сначала библиотекарем, затем заведующей. Сколько себя помню, у нас всегда дома были книги, и все вечера родители проводили за чтением. Я научилась читать в 4 года и с тех пор любому занятию предпочитала чтение книг. Кстати, в детском саду воспитатели часто давали мне книгу и просили почитать детям. Мне это доставляло огромное удовольствие.

Папа работал трактористом, затем – мастером и прорабом в ПМК-21. Он был очень веселым человеком, прирожденный юморист и великолепный рассказчик, участник художественной самодеятельности сельского Дома культуры. Без его выступлений в ДК не обходился ни один концерт. К сожалению, он очень рано ушел из жизни. Мне было 18 лет, а брату 10, когда его не стало. И мама свою жизнь посвятила нам, детям.

Я окончила Алеховщинскую школу, в старших классах была участником всех олимпиад, особенно увлекалась биологией и химией, активно участвовала в школьной художественной самодеятельности. У нас был очень дружный класс, и до сих пор мы каждое лето собираемся, вспоминаем школьные годы, рассматриваем фотографии. Это общение позволяет нам как можно дольше оставаться молодыми, ведь друг для друга мы остались прежними мальчишками и девчонками.

Когда оканчивала школу, мои учителя упорно пытались меня убедить, что я должна быть учителем. Классный руководитель Сергей Иванович Бондаренко предлагал стать учителем русского языка и литературы, учитель химии Нина Алексеевна Васильева предлагала свой предмет, а учитель французского языка Галина Васильевна Марикова убеждала, что из меня получится замечательный учитель иностранного языка. Но на тот момент я абсолютно не хотела быть учителем, а мечтала о профессии врача. И даже поступила в медицинский институт. Но по семейным обстоятельствам пришлось оставить учебу, так как заочного отделения в медицинских вузах нет.

В 1988 году передо мной встал вопрос: куда в Алёховщине пойти работать. На тот момент в школе освободилось место воспитателя пришкольного интерната. Директором школы тогда был Сергей Иванович Бондаренко, и он поверил в меня и принял на работу. В интернате тогда проживало около 50 детей, они были разновозрастные – с 4-го по 10-й класс. И в какой-то момент поняла, что мне нравится то, что я делаю. А особенно мне нравится объяснять ребятам правила русского языка, помогать им писать сочинения и разбираться в отношениях литературных героев. Поэтому в 1989 году уже вполне я поступила на заочное отделение филологического факультета педагогического университета имени А.И.Герцена. И через три года Сергей Иванович предложил мне должность учителя русского языка, и я получила свой первый воспитательский класс. Вот так я стала учителем.

x8r6wS2WjzE_copy.jpg

Экскурсию по местам боевой славы в Алёховщине проводит Людмила
Иваненко


– Скажите, Вы любите свою работу, что в ней приносит Вам удовольствие?

– Сейчас я с уверенностью могу сказать, что обожаю свою работу. Пусть путь к делу всей моей жизни был не очень прямой, но зато могу говорить своим ученикам, что дороги к осознанию себя могут быть разные. За что я люблю свою работу? Наверное, за то, что я не только учу, но и учусь с каждым своим новым классом. Входя в класс, где сидят новые ученики, всегда думаю: какие они, как к каждому подобрать ключик, чем они меня удивят и чем могу удивить их я? И самая большая награда, когда современные дети подходят ко мне за советом, что им почитать, и когда я вижу, что на переменах они держат в руках книги, а не телефоны.

Однажды вывела для себя формулу: если ты просто хорошо делаешь свою работу – это ремесло, а если ты хорошо делаешь свою работу и получаешь от этого удовольствие – это призвание. Может, нескромно, но я от своей работы получаю удовольствие.

Мне хочется работать с ребятами, учить их своему предмету, готовить к конкурсам. Мне нравится, когда заместитель директора школы по УВР на родительских собраниях говорит: «У Людмилы Владимировны экзамены сдают все». И я не знаю, чему больше радуюсь: тому, что отличники на экзаменах подтверждают свои знания, или тому, что ученик, которого с трудом допускают до экзаменов, достойно выдерживает испытание. Мои ученики в творческих конкурсах занимают высокие места на всех уровнях, в их копилках – победы в муниципальных, региональных и даже всероссийских конкурсах. Я горжусь тем, что мои выпускники стали преподавателями. Хочется отметить Веронику Смирнову – учителя начальных классов, Юлию Бондаренко – учителя русского языка и литературы, Ольгу Яковлеву – преподавателя ДНТ. А также горжусь достижениями своих учеников. Это тот случай, когда хочется вспомнить слова Андрея Дементьева: «рождается учительское счастье из наших ученических побед».

– Кто помогал Вам осваивать азы профессии педагога?

– За свои самые первые уроки мне хочется поблагодарить моего наставника Зою Яковлевну Журавлеву. Ее советы до сих пор помогают мне на уроках. Я постоянно помню ее терпение, мудрость, храню тетради с конспектами уроков, написанные под ее руководством.

– Помните свой первый выпуск как классного руководителя?

– Да, у меня сохранились с ребятами очень теплые отношения. Помню мальчика из этого выпуска, который, попав в неприятную ситуацию, попросил: «Родителям скажите, а Людмиле Владимировне не говорите, она очень за нас переживает, не расстраивайте ее». Вообще каждый мой класс уникален, как и каждый урок. Даже если ведешь их по одному конспекту, все равно с разными детьми получается по-разному. А иначе нельзя, каждое поколение по-своему воспринимает классическую литературу.

Еще расскажу интересный случай. На базе школы проходил семинар по краеведческой работе, мне предложили провести показательный урок, я подготовила урок-исследование. Ученики разделились на группы: историки, краеведы, географы, биологи. Подготовили мини-проекты, защитили. И вдруг я понимаю, что у меня остается еще 5 минут урока. Что делать? Паника. Буквально две секунды – и приходит решение. «Ребята, завершим наш урок признанием в любви к родному краю. Продолжите фразу: «Я люблю Алёховщину, потому что…». Вот тут началось настоящее творчество детей. Мы услышали и про красоту природы, и про рыбалку, и про реки, озёра и т. д. Потом все отметили этот фрагмент урока как самую интересную находку. Пришлось признаться, что это был экспромт.

– Чего Вы ждете от нового учебного года?

– Я думаю, что всех нас ждет в этом году интересная, но сложная работа. Мне кажется, что ученикам и родителям не так уж и необходимо знать обо всех изменениях в программах и стандартах. Родители хотят, чтобы дети получили прочные знания, а выпускные классы хорошо сдали экзамены. Наша работа – не обмануть их ожидания. Думаю, что будет много конкурсов, акций, посвященных в том числе Году семьи и Году заботы. Будем стараться, чтобы детям было интересно находиться в стенах школы.

В преддверии 1 сентября хочу пожелать всем участникам образовательного процесса удачного учебного года. Поскольку я в одной школе была и ученицей, и учителем, и родителем, то с уверенностью могу сказать: у нас самая лучшая школа. Поэтому ученикам – успеха в учебе, интересных дел и новых побед, родителям – терпения. Что бы ни было, ваша задача – любить своих детей, поддерживать их и помогать во всем. А мы, учителя, должны помнить слова Роберта Рождественского, что «учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». И рано или поздно всё, что мы говорим, всё, чему мы учим детей, им пригодится. В это надо верить.

Людмила КНЫШ



Возврат к списку

Другие новости