От Водской пятины до Ленинградской области

  

ГЛАВА 9.

Советско-финляндская война

1939-1940 годов на территории

нынешней Ленинградской области

(продолжение)

Реальные результаты операций оказались несоответствующими затраченной мощи – уничтожить или хотя бы ослабить батарею в результате обстрелов с моря не удалось. Причина заключалось в том, что командование Балтийского флота не имело точной информации о батарее Саарепня. Предполагалось, что на острове развёрнута четырёхорудийная 10-дюймовая батарея. На самом деле в этом месте находилась двухорудийная 152-мм батарея, а шесть 254-мм орудий располагались в южной части острова и были очень хорошо замаскированы. Линейность расположения орудий не соблюдалась, так что определить расположение орудий по вспышкам выстрелов тоже было довольно затруднительно. 13 декабря обстрел батареи производился лидерами «Минск» и «Ленинград» и эсминцем «Стерегущий» (командир – ст. лейтенант Г. И. Моторов, военком ст. политрук – Б. Н. Горохов). В ходе обстрела корабли выпустили 59, 78 и 45 130-мм снарядов соответственно. Батареи противника произвели 20 залпов, причём в десяти накрыли советские корабли, хотя прямых попаданий и не было. В результате обстрела было выявлено расположение и примерный состав 254-мм батареи противника. 8 декабря 1939 года советское правительство объявило «блокированными побережье Финляндии и прилегающие к нему воды от устья реки Торниониоки на севере Ботнического залива до меридиана 239°5Г восточной долготы на Финском заливе». В этот день на позициях находилось 11 подводных лодок. Финны в связи с этим прекратили движение транспортов в открытой части моря и стали осуществлять переходы исключительно шхерными фарватерами. Поэтому надводные корабли не могли влиять на морские сообщения противника. Бремя блокады в основном легло на подводников.

И-16 (“Ишачок”) – советский одномоторный истребитель-моноплан

Современные исследователи советско-финской войны считают, что эффективная блокада на море против финнов не состоялась. В Финляндию из других стран Европы за время войны, в основном морем, было доставлено 376 самолётов, 1 132 орудия, 2,5 млн снарядов, свыше шести тысяч пулемётов, 100 тысяч винтовок, 510 тысяч гранат, 216 млн патронов. В страну прибыло 11 тысяч добровольцев из стран Европы. Наши лодки уничтожили четыре судна тоннажем около 5 000 тонн. Морские лётчики числят за собой 14 потопленных финских транспортов и барж.

В это же самое время эсминцы 3-го дивизиона провели разведку огневых точек противника у д. Муурила. Действия отряда командование оценило на отлично.

Василий Васильевич Ермаченков, советский военачальник, военный лётчик

Неудачным оказался выход в море 14 декабря линкора «Октябрьская революция». Линкор и сопровождающие его корабли были готовы к началу операции, но обстрел был отменён из-за плохих метеоусловий.

В тот же день на острове Лильхару действиями эсминцев «Грозящий» (командир – капитан 3-го ранга К. К. Черемхин, военком – ст. политрук Д. А. Ботов) и «Гневный» (командир – капитан 3-го ранга М. Т. Устинов, военком – ст. политрук П. Т. Фескин) была выявлена и обстреляна двухорудийная 152-мм батарея. 15 декабря лидером «Минск» и эсминцем «Стерегущий» было выявлена двухорудийная 203-мм батарея. В этот же день эсминцы «Карл Маркс» и «Энгельс» производили демонстративные действия в районе Котки. 17 декабря линкор «Октябрьская революция» вновь получил приказ выйти в море в 12.00 18 декабря. К этой же операции были привлечены и другие корабли эскадры и дивизиона сторожевых кораблей – лидер «Минск», эсминцы эскадры «Карл Маркс», «Артём», «Энгельс», «Ленин», эсминец отряда лёгких сил «Стерегущий», четыре сторожевых корабля, четыре тральщика и шесть катеров M0-IV. На это раз противник оказал активное противодействие советским кораблям – батарея Саарепня первой открыла огонь по линкору. Под её огнём линкор находился более полутора часов. Все-таки на этот раз комендорам «Октябрины» удалось вывести из строя два орудия батареи из трёх, что было подтверждено лётчиками морской авиации. По финским источникам, из строя временно вышло одно орудие.

В 9.44 на уничтожение батареи на о. Саарепня вышел линкор «Марат» (командир – капитан 1-го ранга С. Ф. Белоусов, военком – полковой комиссар В. П. Усов) в сопровождении лидера «Минск», эсминцев «Стерегущий» и «Ленин», сторожевиков и тральщиков. С воздуха соединение прикрывали истребители И-16. В 13.26 линкор открыл огонь по батарее. Финские орудия стали отвечать. Как докладывал потом командующий эскадрой флагман 2-го ранга Н. Н. Несвитский, он был несколько обескуражен тем, что все орудия финнов работали исправно, и никаких потерь от предыдущих обстрелов не наблюдалось. В 13.40 финская батарея накрыла линкор, но поразить его не смогла. В 13.55 корабль закончил стрельбу, выпустив по противнику 136 снарядов. Результатом этого налёта стало повреждение финского орудия № 5, гибель одного и ранение трёх финских артиллеристов. Это был последний боевой выход советских кораблей к Бьёрке-Э. Задача по уничтожению финской батареи осталась невыполненной, хотя корабли эскадры выложили по врагу 417 305-мм и 596 130-мм снарядов. Инженер-вице-адмирал Николай Иванович Румянцев во время советско-финской войны был командиром БЧ-5 эсминца «Стремительный» в звании старшего лейтенанта. Вот как он вспоминал последние эпизоды той войны на море:

Николай Трофимович Петрухин, советский военачальник, генерал-лейтенант авиации

«18 декабря 1939 года «Стремительный» сопровождал транспорт до Таллина, куда прибыли ночью 20 декабря. В Таллине наш корабль встал у причала рядом с эсминцем «Грозящий». Этот корабль был младшим братом «Стремительного»: оба они построены на Балтийском судостроительном заводе («Грозящий» был четвёртым в серии). Оба корабля получили боевое крещение, и этой теме было посвящено немало разговоров между моряками двух миноносцев. Вот что рассказали моряки с «Грозящего». Эскадренный миноносец «Грозящий» вместе с эсминцем «Гневный», на борту которого шёл старшим заместитель командующего КБФ капитан 1-го ранга В. А. Алафузов, 14 декабря совместно с авиацией флота должны были нанести комбинированный удар по финской артбатарее на острове Утэ.

Перед выходом корабля было проведено собрание личного состава с постановкой задач на поход. С выходом корабля из базы комендоры разошлись по орудиям для проверки материальной части и больше многие уже от них не отходили. Было облачно, серая пелена заволакивала небо и воду. Внезапно из облаков вынырнул финский самолёт. Он пролетел вдоль левого борта корабля, выпустил пулемётную очередь и снова исчез, набрав высоту. Корабли были обнаружены. На кораблях объявлена боевая тревога. Несколько минут шли боевым курсом, развернув орудия в сторону цели, но финская батарея молчит. Тёмной пеленой снеговая туча охватывает корабли полукольцом и засыпает хлопьями снега.

В этот момент воздух сотрясают мощные взрывы. Это наша авиация приступила к бомбардировке острова.

Комбинированный удар не удался. В дальномеры и прицелы не видны объекты атаки, хотя корабли уже подошли к точке начала стрельбы. «Гневный» открыл огонь по запасной цели – острову Пильхару.

Неожиданно эсминцы выходят из пурги. Отлично виден остров Утэ и за ним два идущих на север финских сторожевика. Но вначале с Пильхару прозвучали два орудийных залпа, и шестидюймовые снаряды разорвались между «Гневным» и «Грозящим» точно по струе «Грозящего». В соответствии с боевым приказом эсминцы должны стрелять по очереди. «Гневный» открывает огонь и третьим залпом выводит из строя одно орудие финской батареи на острове. Остальные орудия батареи продолжают вести непрерывный огонь по эсминцам.

На «Грозящем» стрельба не получилась. Его орудия сделали несколько нестройных залпов и в самый критический момент боя замолчали: отказала материальная часть. «Грозящий» к началу войны только что вошёл в строй, личный состав его ещё не «сплавался», не успел освоить технику и отработать навыки стрельбы.

Весь бой с финской батареей фактически провёл «Гневный», непрерывно ведя огонь в одиночку.

Финские батареи пристрелялись, снаряды продолжали рваться за кормой корабля. Увеличивая ход до 12 узлов и сделав последний залп, «Гневный», прикрывшись дымовой завесой, вышел из боя. Последний финский снаряд разорвался буквально за кормой корабля. 24 декабря, вечером, «Стремительный» вышел на рейд и возглавил сопровождение конвоя в Ленинград. Дни стояли довольно прохладные.

В средней части Финского залива в 01.40 разошлись контркурсами с эсминцем «Сметливый», который шёл в эскорте спасательного судна «Коммуна» из Лужской губы в Таллин. С продвижением конвоя к Кронштадту становилось всё холоднее и холоднее, чувствовалось приближение льдов. И действительно, уже в районе Шепелевского маяка корабли вошли в сплошной лёд. Далее конвой шёл малым ходом за ледоколом «Ермак», при этом «Стремительный» шёл в кильватер за транспортами.

Самолёт ДБ-2 (дальний бомбардировщик) – основной и самый массовый дальний бомбардировщик в СССР военного периода

Было установлено тщательное наблюдение за состоянием корпуса и за работой механизмов.

К новому году морозы постепенно сковали льды Финского залива, что вынудило прекратить боевую деятельность надводных кораблей. Последняя попытка достичь перелома в действиях против батареи на острове Бьёрке была предпринята 30 декабря 1939 года. Совместный удар кораблей эскадры и авиации флота из-за тяжёлых ледовых и метеорологических условий был сначала перенесён на первое, а затем – на второе января 1940 года, но стало ясно, что не состоится и второго. Боевые действия кораблей эскадры в Финском заливе на этом прекратились».

Авиацию флота, вступившую в боевые действия, разделили на три группы.

Основная группа – 61-я истребительная, 8-я бомбардировочная авиабригады и 15-й разведывательный авиаполк под непосредственным руководством комбрига В. В. Ермаченкова – должна были содействовать советскому наступлению на Карельском перешейке и действовать в Финском заливе; вторая группа – 10-я смешанная авиабригада под командованием комбрига Н. Т. Петрухина – должна была действовать в Аландском море и Ботническом заливе. Самолёты этой группы базировались на аэродромы Эстонии; третья группа (41-я ближнеразведывательная эскадрилья: 13 самолётов МБР-2, командир майор В. М. Баканов), как уже отмечалось выше, должна была взаимодействовать с Ладожской флотилией и базировалась в Новой Ладоге. Первый боевой приказ № 1 ВВС КБФ получили ещё 5 ноября 1939 года в 4.00. В нём предписывалось авиации флота находиться в боевой готовности в связи с тем, что «Финляндия усиленно укрепляет пограничную зону, интенсивно подводит войска на Карельский перешеек и эвакуирует гражданское население в северо-западные районы страны». 13 ноября был издан второй приказ по ВВС КБФ, а 15 ноября 1939 года – третий, значительно уточнявший и конкретизировавший действия авиации флота. На их основе были подготовлены боевые приказы в отдельных соединениях ВВС КБФ. Так, 8-й АБ (авиационной бригаде) предписывалось найти и уничтожить батареи береговой обороны противника, 1-му МТАП (минно-торпедный авиационный полк) – подавить батарею на острове Бьёрке, 57-му СБАП (смешанный бомбардировочный авиационный полк) – уничтожить материальную часть самолётов и аэродромные сооружения на морских аэродромах Финляндии, остальным авиационным частям ставилась задача подавить огневые точки и живую силу противника на северной и восточной частях острова Гогланд. Как видим, перечисленные приказы носили весьма общий характер и имели целью подготовить личный состав к предстоящим боевым действиям как непосредственно в тактическом, так и в моральном плане.

Боевой приказ № 4, предписывающий непосредственное начало боевых действий, был отдан авиации флота только 1 декабря в 1.00 по московскому времени, а первый боевой вылет самолётов 8-й и 61-й авиационных бригад и авиационной группы особого назначения для выполнения боевого задания над территорией противника, т. е. для прикрытия советских десантов на финляндские острова, начался в 9.50 утра. Боевой приказ № 001 сообщал о начале Финляндией военных действий против СССР, информировал личный состав о десантных операциях Отряда особого назначения флота на острова в Финском заливе и ставил авиационным частям боевые задачи. Так, 1-му МТАП предписывалось найти и уничтожить батареи береговой обороны противника, в частности, батарею на острове Руссаре. Затем ставилась задача прикрыть главную базу флота и Ленинград, а также обеспечить воздушное прикрытие аэродромов 1-го авиаполка, пункта базирования в Лужской губе, где развёртывались силы Отряда особого назначения, аэродромов Котлы и Копорье. 10-я АБ должна была продолжить поиск боевых кораблей и транспортов противника в северной части Балтийского моря, в устье Финского залива и в районе Аландских островов. 15-й АП должен был не позже 16.00 1 декабря 1939 года нанести удар по порту Ловиза и уничтожить находившиеся там корабли противника. Каждый самолёт при этом должен был принять на борт не менее двух тонн бомбовой нагрузки.

Самолёт МБР-2 (морской ближний разведчик) – советская летающая лодка. Имел прозвища “амбарчик” и “корова”. Активно применялся во Вторую мировую войну в качестве разведчика, патрульного, транспортного, спасательного

В ходе операции на островах с 30 ноября по 4 декабря лётчики совершили 387 вылетов и сбросили за пять дней на пустые острова 2 110 авиабомб общим весом 64,5 тонны. Единственной в этом районе финской зенитной батареей на оострове Суурсаари были сбиты два СБ (скоростные бомбардировщики). С 5 декабря авиация флота нацеливается на батареи Саарепня и Пуккиосаари. Вообще, задача по уничтожению батарей острова Бьёрке для 8-й авиабригады становится основной, и, помимо бомбардировки, включала разведку островов в преддверии удара кораблей эскадры флота.  Эту задачу лётчики будут выполнять до 18 февраля 1940 года. Выполнение задачи проходило в исключительно сложных метеоусловиях, что часто исключало массированные действия авиации. Хотя удары наносились с большой силой – только 18 декабря самолёты 57-го скоростного авиаполка сбросили на батарею Саарепня свыше 2 000 бомб, в том числе 11-тонных и 88 полутонных бомб. Результаты налётов были незначительными. 2 февраля за 45 вылетов тяжёлых бомбардировщиков 1-го МТАП, вооружённого самолётами ДБ-3, на батарею Саарепня было сброшено 43 тонны бомб, а на Ронанниеми – 28,5 тонны бомб. Результат бомбардировки был никакой. Командование ВМФ произвёло кадровые перестановки. Сняты с должности начальник штаба авиации КБФ А. И. Зенкин, как не справившийся с работой, и командиры соединений основной группы – командир 1-го МТАП полковник Н. П. Воробьёв и командир 57-го СБАП майор А. И. Снетков. Впрочем, с назначением на их место майора Ш. Б. Бидзиношвили и майора Е. Н. Преображенского (будущего героя налётов на Берлин в 1941 году) тогда мало что изменилось.

Начиная с 3 января 1940 года главным объектом атак авиации флота становится город Койвисто (ныне Приморск), который предписывается совершенно уничтожить «как пункт, питающий фронт». 2 февраля 1940 года для уничтожения этого важного центра противника было задействовано 40 % сил 8-й АБ, привлечены силы 61-й АБ и других соединений ВВС флота. Одновременно с Койвисто 8-й АБ предписывалось нанести удар по порту Котка, уничтожить нефтяные баки, паровозное депо, вокзал, механические и судостроительные мастерские, целлюлозные заводы, тщательным образом фиксируя результаты бомбардировок. Следует отметить, что боевые приказы в отношении Котки и Койвисто до определённой степени шли вразрез с приказом от 3 декабря 1939 года, прямо запрещающего бомбардировку мирных финских городов. 14 февраля 1940 года были нанесены авиаудары по окраинам Виипури (Выборга), при этом использовались только малокалиберные осколочные бомбы. Одновременно продолжались и налёты на финские порты.

Последний боевой приказ по ВВС КБФ в советско-финляндскую войну был издан 8 марта 1940 года. Он предписывал 8-й авиабригаде продолжить уничтожение береговой батареи Ристиниеми и блокировать дороги и коммуникации противника, не допуская передвижение войск и подкреплений, 61-й авиабригаде – продолжить охрану главной базы флота и островов от налётов авиации противника, прикрыть бомбардировщики 8-й АБ, 57-го и 15-го авиаполков и сухопутной авиации в районе боевых действий. Истребители флота прикрывали с воздуха марш 3-го кавалерийского корпуса через Финский залив из Лебяжьего в район разрушенного форта Ино. В связи с чем были строго запрещены любые штурмовые действия на льду Финского залива. Это были последние боевые задачи авиации.

(продолжение следует)

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии