Хотя большинство зрителей узнают Надежду ПЛОТНИКОВУ по ролям, которые смело можно было бы назвать комедийными (например, неунывающая татарка Наиля в спектакле «Дуры мы, дуры», добродушная корова в «Очень простой истории», боевая Жозефина Понтиу в «Корсиканке», алчная Аграфена Кондратьевна в спектакле «Банкрот» и многие другие), ее талант многогранен.
В каждой героине Надежды Плотниковой, даже самой веселой, есть то самое, особенное, женское смешение множества чувств: восторг и печаль, счастье и боль. Наверное, это – живое, эмоциональное, ЖЕНСКОЕ – так притягивает зрителя.
Надежда Геннадьевна Плотникова не только актриса театра «Апрель». Она руководитель детского коллектива «Антре», педагог театрального отдела ДЦЭР, и эта работа занимает большую часть её жизни.
Итак, в преддверии женского праздника 8 Марта слушаю ведущую актрису театра «Апрель» Надежду Плотникову, радуясь, что этой беседой открою хотя бы некоторые секреты мастерства, а самое главное – открою для себя и для читателей эту удивительную ЖЕНЩИНУ.

Надежда Плотникова – актриса театра и кино.
В труппе театра «Апрель» с 1992 года.
В 1997 году окончила Ленинградский областной колледж культуры и искусства по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива».
В 2003 году окончила Ленинградский государственный областной университет имени А.С.Пушкина по специальности «Руководитель театрального коллектива, культуролог».
С 1998 года – преподаватель театрального отдела Лодейнопольского ДЦЭР (ДШИ) (сценическая речь, актёрское мастерство, сценическое действие, ритмика).
– Надежда, какая Вы? Смелая и сильная, полностью отдающая себя профессии, обладающая сверхспособностью делать сильными слабых и неуверенных, или всё же Вы обычная женщина, которой нужна опора и которая чего-то очень боится?
– Совсем не смелая! Наоборот, очень нерешительная и сомневающаяся в себе! Хотя да, могу кулаком по столу и даже матерком… Плакучая и смешливая. Я по году рождения Крыса, а по месяцу – Лев. Вот и борются во мне кошка с мышкой. Всю жизнь занимаюсь самокопанием и анализированием. Всю жизнь ищу одобрения у себя. Иногда нахожу. Что бы сказал по этому поводу доктор Фрейд?! Стараюсь требовать от окружающих того, чего сама не могу. Но всё же к себе оооочень требовательна. Ленивая очень, но, если надо, буду трудиться, пока не упаду. Потом реву, психую, пью таблетки от давления… и снова иду «пахать». Хочу, чтобы меня пожалели, и не даю себя жалеть, пугаюсь. Думаю, за годы жизни нарастила себе броню из громкости, грубости и показной решительности. Так проще, так меньше людей попадают в моё личное пространство, людей, которые делают больно. В общем, кошка с мышкой я! А вот вдохновляю или нет, это у окружающих надо спросить… Наверное, да, хотя случайно, скорей всего.
– А когда Вы решили стать актрисой или впервые об этом задумались?
– Не хотела я актрисой быть! В детстве хотела быть врачом. Много болела в детстве, очень нравились лаборанты, вернее, их баночки, колбочки, трубочки. Мне иногда за то, что я не плачу и не кричу, отдавали это всё! Вот было счастье! И я играла, представляя себя врачом. Куклам и оранжевому медведю Машке уколы ставила (Машка, кстати, до сих пор жива!).
Потом ассенизатором хотела быть. Я не знала, кто это, зато слово красивое! А актрисой – неа, не хотела. Просто жила играя. Посуду мою – представляю себя Золушкой. Уроки делаю – представляю себя учителем. Во дворе в войнушку играем с ребятами – представляю себя радисткой Кэт. и т. д.

А в театр меня Галина Пистолетова (Пувкоева) уговорила пойти. Мы учились с ней в одном классе. Я участвовала в школьной самодеятельности, в основном пела. Вот Галина и привела меня к Ольге Байдаковой в студию. Сама я ни за что не решилась бы. Я вообще безынициативная! Но если меня обязать, выложусь на все 500 процентов. Вот одно из моих положительных качеств: исполнительность! И учиться в ЛОККИ тоже за компанию поехала. Вот там, в колледже, наверное, и поняла, что я вроде как на своём месте. Хоть и не понимала, почему все студенты так хотят меня в свои учебные работы (моя собеседница озорно улыбается – прим. автора).
– Какой материал Вам интересен, как актрисе? Авторы, темы, характеры – что нравится играть?
– Мне интересно всё, что предложат! На мой взгляд, не бывает неинтересных персонажей! Мне интересно всё – от Зелёного Медведя до Собакевича (было такое предложение, жаль не получилось поработать)! Эффект неожиданности. Проверка себя, наверное. На преодоление. Больше нравятся отрицательные персонажи, интересней анализировать (придумывать), почему она/он стал таким… отрицательным? А когда понимаешь, начинаешь жалеть, и роль получается объёмно. И опять-таки уверена, что каждая из нас таит в себе черты разных героинь. Понамешано в нас всего.

– Есть ли в Ваших ролях какая-то объединяющая черта? Кто Вы?
– Я всех своих героинь жалею. И люблю! Каждая из них немножко я и немножно все женщины на свете!
– Вы любите своих героинь? Если да, то интересно, Вы полюбили их ещё до того, как они стали Вашими ролями, или наоборот – Вы стали их играть и так или иначе полюбили?
– Нет, не заранее и не после, скорее – в процессе. Пока репетируешь, приживаешься. Уже столько характеров наиграно за эти годы! Очень хочется, чтобы разные получались, не хотелось бы повторяться. Но в основном режиссёры предлагают роли сильных, смелых, решительных или злобных женщин. Думаю, дело во внешности. По внутреннему состоянию и психовозможностям я могла бы играть нежных, воздушных, лирических героинь, но… фактура моя не вяжется с лёгкостью тургеневской барышни. К сожалению…
– Какие дополнительные занятия Вы проходите, чтобы Ваши актерские навыки с каждым днем становились ярче?
– У меня ежедневный тренинг, я же действующий тренер! «Антре», школьный театр «Зазеркалье», студия для взрослых при «Апреле». И со всеми тренинг: речь, мастерство, движение. С «антрешками» когда «репим» (репетируем – прим. автора), тоже все их роли переиграю.
– Есть ли у Вас способы, которые искусственно позволяют Вам подбодрить себя, если Вы не в форме?
– Каких-то особенных способов нет. Всё как и у всех: «Я должна!». Главное, до сцены или до ребятишек себя дотянуть, а там уже легче. А на сцену под софиты уже другой человек выходит, и у него ничего не болит! И с детьми так же, я от них подпитываюсь. Они, конечно, и «сосут» из меня – дай боже! Но и я от них тоже заряжаюсь!
– Вот и подошли к очень важной теме: Ваши «антрешки». Как долго Вы являетесь руководителем этого коллектива? Какой у него статус?
– Образцовый самодеятельный коллектив драматический театр «Антре». Я руковожу этим коллективом четвертый год. До меня была Ольга Завьялова, а «затевали» его Ольга и Алексей Байдаковы. В этом году нам исполняется 28 лет! Честно говоря, я никогда не мечтала и не предполагала, что буду руководить хоть чем-нибудь, хоть когда-нибудь. Мешают лень, безынициативность и неуверенность в себе. Но когда Ольги Завьяловой не стало, коллектив «повис», и меня оформили в приказном порядке. Я, как уже сказала, человек исполнительный. Руковожу. Вернее, учусь руководить. Очень некстати я попала на эту пандемию, когда вообще всё было непонятно. В первые же месяцы моего руководства была тяжелейшая подготовка «антрешек» к поездке во Францию, которая сорвалась из-за пандемии. Параллельно «репили» «Тори и Мерцающий», и премьера тоже сорвалась из-за перехода на дистант. Пришлось выкручиваться, выпускать видеоверсию. В общем, было сложно и непонятно. На следующий год половина коллектива «Антре» выпустились (11-й класс), опять пришлось выкручиваться, добирать новых артистов, менять планы на репертуар. Скажу честно: это очень сложный механизм, в котором мне ещё копаться и копаться.

– Трудно? В чем эта трудность проявляется?
– Трудно. Самая главная трудность в том, что у меня нет режиссёрского таланта. А ещё трудность в современных требованиях: всё больше отчётов, курсов, конкурсов и участия везде и во всём. И чтобы это участие было на высоком профессиональном уровне! В такой ситуации и помощник мне не помешал бы.
– Какие методы применяете в работе, чтобы дети поняли Ваши идеи, почувствовали своих героев?
– Методы, опять-таки, обычные. Объяснения, разъяснения, примеры из жизни, из спектаклей, из фильмов. Личный пример – выхожу и показываю. Но перед «репами» на сцене в выгородке всегда идёт «застольный» период. Мы снова и снова читаем и перечитываем пьесу, обсуждаем, проговариваем линию каждого персонажа: что думает, что чувствует и т. д. Есть сценический закон: «Я не выхожу на сцену, если я не знаю, кто я, где я и зачем я здесь!». Учу их думать, а не просто быть марионетками.

– Наказания бывают?
– Нет! У меня нет наказаний. Свято верю в совесть! Иногда кидаюсь чем-нибудь, теннисным мячиком, карандашом. Иногда повышаю голос. Иногда читаю нотацию. Иногда плáчу. Дети отзывчивые. Совестливые. Умные. Они хорошие, только ленивые.
– Есть ли какие-то коронные фразы Надежды Плотниковой, руководителя студии «Антре»?
– Ну, самая коронная, наверное: «Забота о партнёре – наше всё» и «Мы все в одной лодке». Ещё «Громче, у меня уши скоро будут как у слона», «Да, оживите же, ходите как усмертия», «Уйми свою мантру». Ещё у меня есть «Дама печального образа», «Баритональный тенор», «Поперечная», «Ивушка плакучая», «Вынос мозга на ножках».
– Что для Вас труднее: работа с коллегами по сцене или с детьми?
– Сложно сравнивать. В «Апреле» я подчинённый, в «Антре» – начальник. Разный уровень ответственности. От детей больше заряжаюсь! Если бы можно было только репить и тренить с детьми, и не заниматься организационно-бумажной волокитой! Вот это было бы, прям, идеально для меня! Но, к сожалению, то время, что я провожу с детьми, это только крошечная верхушка айсберга под названием «Руководитель ОСКДТ «Антре»», основная работа – это «бумажки», отчёты, журналы, заявки на фестивали, подбор репертуара (откапывание и отчитывание сотен пьес в интернете), подбор и отбор музыкального, поэтического, литературного материала, просмотр чужих спектаклей и т. д и т. п.

– Что бы Вы хотели пожелать своим ученикам, зная, что они обязательно прочитают это интервью?
– Не унывать, никогда! Не зацикливаться на грустном, стараться искать больше положительных эмоций. Быть терпимее друг к другу. А ещё (я им как-то уже это говорила) думаю: «Если бы вы могли посмотреть на себя моими глазами, вы бы увидели, какие вы все красивые и уникальные».
– И можно еще ответить на вопрос про семью? А как близкие воспринимают Ваших героинь? Смотрят ли они спектакли? Поддерживают ли? Как проявляют эмоции?
– Родным нравится всё, что я творю и вытворяю на сцене. Самый главный критик – это дочь, говорит как есть. Они ведь, и дочь и сын, выросли в театре. Для них в моей работе нет никакого «волшебного флёра», это просто мамина работа, из-за которой они редко видят маму. Потому, думаю, они гордятся мной, но в тайне…
Александр Маркушев – актёр театра «Антре»:
– Надежда Геннадьевна преподает у меня более 7 лет. Она очень хороший и квалифицированный преподаватель, который поможет вжиться в роль и найдет правильную мизансцену, а также всегда поможет ученикам, что бы у них ни случилось. Для меня Надежда Геннадьевна – один из самых лучших преподавателей, которых я знаю.
Лев Смирнов – актёр театра «Антре»:
– Надежда Геннадьевна Плотникова была моим режиссёром
в детском образцовом драматическом театре «Антре». Несмотря на многие трудности, с которыми нашему коллективу пришлось столкнуться во время пандемии, она не опустила руки и продолжила быть нашим наставником в этом нелёгком театральном деле.
На занятия я ходил с удовольствием, хоть порой и приходилось некоторые упражнения повторять по несколько раз из-за того, что они у нас не всегда получались сразу.
Ещё хочу сказать, что Надежда Геннадьевна ответственно подходит к обучению своих ребят, и я считаю, что у неё много чему можно поучиться.
И конечно же, Надежда Геннадьевна – талантливая актриса, а также очень добрый, отзывчивый и искренний человек.
Спасибо Вам за то, что были моим наставником не только в театре, но и по жизни!
Вероника Сафронова – актриса театра «Антре»:
– Надежда Геннадьевна – лучший педагог и профессионал своего дела. Потрясающая и очень талантливая актриса, она полностью отдаётся театру. Помогает нам чувствовать роль и переживать всю историю героя от начала до конца. Она очень понимающий педагог, который всегда выслушает и поможет. Мы все любим Надежду Геннадьевну. Она всегда найдёт подход к каждому из нас.
Ксения Назарова – актриса театра «Антре»:
– Надежда Геннадьевна – потрясающий педагог, режиссер и человек. Она любима всеми: детьми, взрослыми, зрителями, которые приходят на ее спектакли, людьми, которые работают с ней. Она очень трудолюбивая и терпеливая, с ней можно посмеяться и поговорить по душам. Я ее очень люблю и безмерно рада нашему общению.
Алексей Байдаков – художественный руководитель-директор областного драматического театра-студии «Апрель»:
– Надежда Плотникова – душа, суть и символ нашего театра! Ни в одном языке ещё нет таких слов, которые выразили бы чувства в отношении нашей Надежды. Она всегда глубоко честна в своих персонажах. Уверен, что наш Учитель К.С.Станиславский, увидев на сцене Надежду, искренно сказал бы – ВЕРЮ!!! Ей нельзя не верить, потому что она действительно всё проживает, пропускает через себя. Её трепетное, чувственное внимание к роли – пример для молодых артистов! Нельзя не вспомнить, что актёрское дарование Надежды заметила её подруга Галина Пистолетова. Ей приходилось долго уговаривать Надежду пойти на сцену. А она боялась! А в результате? Наши зрители вот уже 30 лет (!) наслаждаются творчеством Надежды!!! Спасибо Галине… Когда зритель узнаёт, что в новом спектакле занята Надежда Плотникова, можно быть уверенным в аншлаге! И в жизни она всегда искренна. Никогда не предавала ни театр, ни людей, ни любого дела, которым занимается. А какие у неё торты, мммм… Конечно, у неё, как и у всех у нас, в жизни много неурядиц, но… Она выходит на сцену, и сердце замирает, и хочется смотреть, смотреть, смотреть и слушать, слушать, слушать! И вообще, она какая-то… тёплая. Спасибо тебе, Надюха наша!!!
Ирина Торохова – заведующая отделом по культуре, молодёжной политике и спорту районной администрации:
– Надежда Плотникова! Любая роль в её исполнении становится запоминающейся. Каждый танец – искромётный, любое слово, жест – убедительны.
Талант Надежды многогранен. Она и актриса, и педагог-наставник. Её любят и очень уважают коллеги и дети, ею восхищается зритель. Большая удача – смотреть спектакли с участием Надежды.
Спасибо, что Вы есть, Надежда Геннадьевна!
Галина ХАРИЧЕВА