Много лет прошло со дня снятия блокады города на Неве, но люди, испытавшие весь ужас той трагической поры, и через много десятков мирных лет не могут забыть пережитое. Время от времени эти события всплывают в их памяти и отзываются болью в сердце. Около 900 дней Ленинград был во вражеском кольце, обреченный на голодную смерть и разрушение. Но выстоял и выжил, показав всему миру пример мужества, стойкости и несгибаемой воли.
После окончания Великой Отечественной войны на постоянное место жительства в наш город переехало более трехсот жителей блокадного Ленинграда. Сама жизнь и судьба заставили их объединиться в так называемое блокадное братство, чтобы не только поддерживать друг друга, но и доносить до юного поколения горькую правду о том, какое у них было детство и что им пришлось тогда пережить. В 1994 году при парке «Свирская Победа» был создан клуб «Блокадник», а в 1996-м начал создаваться общественный музей истории блокадного Ленинграда, который в данный момент находится в стенах городской школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, где постоянно проводятся экскурсии.
К сожалению, время неумолимо. Ушли из жизни многие жители блокадного Ленинграда, которых наши земляки хорошо знали. В данный момент клубом «Блокадник» руководит Алиса Борисовна МАРКОВА – коренная ленинградка, которая десять лет назад вместе с мужем приехала в наш город и полюбила его. Очень хочется рассказать об этой женщине и поведать ее блокадную историю.
Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
Алиса Борисовна МАРКОВА
считаЕТ своей самой знаковой наградой
Алиса Борисовна родилась 8 июля 1938 года, во время блокады была маленькой девочкой. Что она могла запомнить? Но, как сама признается, почему-то всегда вспоминает тот страх, который был в людях и который навсегда «засел» даже в памяти малышей, хотя их как могли старались оградить от всего того ужаса. И она помнит лишь моменты, которые яркими вспышками нет-нет да и напоминают о себе.

Ее семья всю блокаду прожила в Ленинграде. Им, как считает Алиса Борисовна, повезло, потому что жили в доме бабушки с дедушкой на окраине города, на улице Ланской около Удельного парка. Это была очень маленькая зеленая улочка. Дом, построенный буквально перед войной, был большой, и жила в нем большая дружная семья. Но вот началась война, и он постепенно опустел. Младшие сыновья деда ушли
на войну и не вернулись, отца девочки тоже мобилизовали. Борис Александрович Александров сражался на Ленинградском фронте – водил машины через Ладожское озеро, переправляя людей, и доставлял
в блокадный город продовольствие. Как это страшно и опасно, думается, не надо объяснять. Счастье, что он остался жив и после войны вернулся домой.
Когда все мужчины их семьи ушли на фронт, в доме остались только женщины: бабушка, мама с сестрой-школьницей и маленькая Алиса, которую пытались оберегать, насколько это было возможно. Но она помнит, что мама ходила куда-то далеко рыть окопы. Приходила домой еле живая от усталости, а еще их обстреливали наступающие немцы. Потом мама работала в военном госпитале, дома бывала крайне редко.
– В доме жили все в одной комнате, – вспоминает Алиса Борисовна. – Сидим я и бабушка, темно, холодно, в середине комнаты горит буржуйка – самодельная железная печка, которая топилась дровами. На ней и есть готовили, если было из чего, и обогревались.

А еще она помнит очень неприятный случай. Мама с сестрой ушли рано утром за хлебом, который выдавали по карточкам. Их ждут, а их нет. Уже вечер – нет! Ночь – нет! На улице стреляют. И, наконец-то, они прибегают, испуганные, плачут. За ними бежали какие-то люди, пытались отнять хлеб и карточки. К сожалению, и такое бывало…
Алиса Борисовна никогда не забудет и ту землянку, сооружение в земле с деревянным настилом, которая была рядом с домом и куда они прятались во время бомбежек. Почему-то вспоминается, что там даже была труба, перед которой можно было лечь и смотреть, как гремят взрывы и светят прожекторы. Ну дети же всегда остаются детьми! В тот момент она просто не понимала, что это опасно. В землянке для нее всегда оставляли какие-то «заначки» – кусочек хлеба или что-то еще. Однажды это съели мыши… А потом они и вовсе перестали туда ходить, просто боялись, что землянка обвалится.
Помнит Алиса Борисовна и блокадную весну, когда появилась зелень, собирали лебеду, крапиву, варили из нее похлебку. А еще они видели военнопленных, которых водили строем по улицам, а потом они строили дома. Самое удивительное, что ленинградцы жалели этих немцев, давали им хлеб.
А в День Победы их разбудили соседи стуком в окно и сообщили радостную новость.
– Знак «Жителю блокадного Ленинграда» считаю своей самой знаковой наградой! – говорит Алиса Борисовна.
Как сложилась ее дальнейшая жизнь? Она окончила среднюю школу и пошла работать на военный завод, который производил турбины для танков. Трудилась там шесть лет, а потом поступила в Ленинградский технологический институт на факультет переработки твердых химических веществ. После этого работала в научно-производственном объединении «Авангард», где производились в то время так называемые печатные платы для электроники. Она, можно так сказать, была главным специалистом в Ленинграде по технологии многослойных печатных плат, работала на заводе в Стрельне, который строили итальянские инвесторы. А потом встретила свою судьбу – Михаила Александровича. С ним уехала в Ярославскую область, где они купили частный дом и прожили в обычной деревне восемь лет, вели свое хозяйство.
Затем снова вернулись в город на Неве, а 10 лет назад судьба привела их в Лодейное Поле. И когда Алиса Борисовна узнала о клубе «Блокадник», то сразу в него вступила. Детская память и то, что она – коренная ленинградка, не позволили ей остаться в стороне от важного дела – продолжать патриотическую работу среди подрастающего поколения и сохранять память о подвиге жителей и защитников Ленинграда.
На вопрос о том, что бы она хотела пожелать жителям нашего города и о чем сама мечтает, Алиса Борисовна ответила одним словом: «Мира!».
Светлана МИХАЙЛОВА