Не забудем! Не простим!

  

(Продолжение.)

Главный архивист Ленинградского областного государственного архива в Выборге Геннадий МОСКВИН продолжает рассказ о военных преступлениях союзника Германии – Финляндии – и её оккупационных военных властей на Ладожско-Онежском и Карельском перешейках, в частности на территории Лодейнопольского и других районов Ленинградской области.

– Известно, что об этих финских концлагерях упоминал в своих мемуарах Маршал СССР Кирилл Афанасьевич Мерецков.

– Да, важным свидетельством политики истребления населения северных районов Ленинградской области являются мемуары командующего Карельским фронтом Маршала Советского Союза К.А.Мерецкова, войска которого в июне – августе 1944 года разгромили финскую армию на Ладожско-Онежском перешейке и принудили Финляндию выйти из войны против СССР. Первое, на что обратил внимание К.А.Мерецков после освобождения Петрозаводска, это были вышедшие на свободу из финских концлагерей жители Присвирья, в числе которых было несколько тысяч жителей Ленинградской области. Вот что он об этом написал: “28 июня 1944 года наша бригада овладела Петрозаводском. Все население города высыпало на улицы. Несколько часов длилась восторженная демонстрация. Однако ничто, поистине ничто не могло сравниться с радостью людей, сидевших за колючей проволокой. 20 тысяч советских граждан вышли на свободу из заключения, со слезами на глазах встречая армию-освободительницу. Они поведали о всех ужасах фашистской неволи, о каторжном труде, о пытках и издевательствах, о каждодневной угрозе смерти. Нужно ли говорить, каким стал после этого наступательный порыв советских воинов”.

Пожар на Свирской ГЭС (1941 год)

“Когда Свирь осталась в тылу 7-й армии, – пишет далее К.А.Мерецков, – левый фланг фронта раздвоился, перерезав дорогу между Олонцом и Петрозаводском, армия вколотила клин в финские позиции. Отступавший противник не успевал заметать следы своей преступной деятельности. Возле Амулы наши воины освободили из концлагеря 1500 советских граждан”.

Один из заключенных петрозаводского концлагеря (ранее отбывший 10 лет заключения в ГУЛАГе) после своего освобождения войсками Карельского фронта заявил, что “таких ужасов нигде не видел” и что он согласен с винтовкой в руках воевать против финнов.

– Геннадий Александрович, давайте осветим еще один важный вопрос: миф “о благородном финском маршале Маннергейме”, который якобы противился установлению блокады Ленинграда.

– Историческая правда заключается в том, что Маннергейм, как один из главных политических и военных руководителей Финляндии, cо стороны этой страны обеспечивал блокаду Ленинграда. Так же, как и Гитлер, он повинен в смерти 632 тысяч ленинградцев от голода. Нас уверяют в том, что Маннергейм был благородным человеком, что он отказался помогать Германии захватывать Ленинград и позволил городу на Неве “выжить” в блокаде. Но этим мифом прикрывается многолетняя дружба финской политической и военной элиты с военно-политическими элитами Германской империи. Эта дружба зародилась еще в годы 1-й мировой войны, за спиной у России, проливавшей кровь в войне с Германией. На тот момент Финляндия входила в состав Российской империи и имела статус “Великого княжества Финляндского”. А потом эта “дружба” продолжилась с германским Рейхсвером, а после прихода к власти Гитлера – и с Вермахтом.

Фотография зафиксировала визит Гитлера в Финляндию в 1942 году. Он приехал к Маннергейму лично 4 июня на празднование его 75-летнего юбилея и вручил ему орден Германского орла с большим золотым крестом.

Архивные документы и фотодокументы, в частности, разоблачают миф о “благородном маршале Маннергейме“, они свидетельствуют о его дружбе с фюрером нацистской Германии.

МЕСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА НЕНАВИСТИ И РАСИЗМЕ

– Какие можно выделить главные маркеры преступной политики финских военных властей в отношении мирного населения оккупированных районов Ленинградской области?

– Наши северные соседи мнят себя демократическим, цивилизованным народом, попутно обвиняя советское государство в геноциде финнов-ингерманландцев, проживавших на территории Ленинградской области. Но в годы войны, оккупировав северные районы Ленинградской области на Ладожско-Онежском перешейке, а также северо-западные и северо-восточные территории Карело-Финской ССР, они проявили себя так же злодейски, как и их “братья по оружию” немецко-фашистские захватчики. В устроенных ими концлагерях для мирных жителей в поселке Ильинское и городе Петрозаводске был такой же жестокий режим, как и в немецких концлагерях. Только финны стыдливо называли их “трудовыми”. На оккупированных территориях они устроили такую же расовую сегрегацию: вепсы, финны-ингерманландцы – “наши”, а русские – нелюди. Это неудивительно, ибо маршал Маннергейм в ноябре 1939 года, когда вспыхнул советско-финский военный конфликт, объявил нации о том, что на Финляндию напала “чуждая РАСА”.

Финские военные по примеру своих “братьев по оружию” из германского вермахта организовывали на оккупированных советских территориях зверства по отношению к мирному населению, не уступавшие по своей жестокости и бесчеловечности нацистским, а иногда и превосходившие их. Сюда же можно отнести методическое разрушение советских городов, сел и деревень, уничтожение промышленных предприятий, культурно-исторических памятников русского народа, бесстыдное похищение и отправку в Финляндию материальных ценностей и оборудования, культурных ценностей.

– Сохранились ли архивные документы, в которых зафиксированы эти преступления и зверства финской военщины?

– Да, они сохранились. Ознакомимся для начала с информационной запиской заместителя заведующего организационно-инструкторским отделом Ленинградского обкома ВКП(б) А.Козлова на имя секретарей Ленинградского обкома ВКП(б) А.А.Жданова и М.Н.Никитина, а также председателя исполкома Ленинградского областного совета депутатов трудящихся Н.В.Соловьева. Содержащаяся в ней информация касается в основном Лодейнопольского, Подпорожского и Вознесенского районов.

Отметим, что это был один из первых документов о военных преступлениях и злодеяниях финских захватчиков в отношении мирных жителей северных районов Ленинградской области и районов Карельского перешейка. В этой информационной записке, подготовленной в середине июля 1944 года, отмечается, что “за время своего хозяйничанья во временно оккупированных районах Ленинградской области финские захватчики в зверствах и издевательствах по отношению к мирному населению не уступали своим немецким хозяевам, а иногда и превосходили их в этом. Финские разбойники методически разрушали советские города и села, уничтожали промышленные предприятия, культурно-исторические памятники русского народа, учиняли неслыханные злодеяния над мирным населением, устанавливали рабско-крепостнический порядок”.

– О каких конкретных злодеяниях финских оккупантов сообщается в этой записке в первую очередь?

– Финны подвергли тотальному разрушению все населенные пункты северных оккупированных районов Ленинградской области. В записке описан огромный ущерб, который был нанесен финскими оккупантами городу Лодейное Поле, его промышленности, инженерной инфраструктуре. Некогда цветущий социалистический город, который до вторжения финской армии жил созидательной жизнью, город научно-технической интеллигенции: инженеров, гидростроителей, гидроэнергетиков, систематическими артиллерийскими обстрелами и бомбежками был превращен оккупантами в мёртвые развалины…

5 1 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии