Глава 6. Строительство военно-морских крепостей в XIX – XX вв. на территории нынешней Ленинградской области (продолжение)

  

К 1917 году форт «Ино» являлся одним из самых мощных укреплений Кронштадтской крепости. Однако истории было угодно сделать так, чтобы построенный талантливыми русскими инженерами и строителями форт оказался на территории иностранного государства – Финляндии, получившей независимость из рук Советского правительства. Поэтому весной 1918 года встал вопрос: что делать? Отдавать форт «Ино» финнам ни в коем случае было нельзя, и 14 мая 1918 года он был взорван.

О целесообразности уничтожения или защиты форта трудно судить с позиции сегодняшнего дня. Не уцелела ни одна батарея. Характер разрушений был везде примерно одинаков: обрушенные перекрытия, внутренние стены и перегородки, заваленные обломками казематы; отколотые и отброшенные взрывами блоки и огромные куски бетона. Сильно разрушенной оказалась и сухопутная ограда. Все убежища опорных пунктов, капониры и полукапониры лежали в развалинах. Пострадали даже бетонированные соединительные траншеи. По условиям Тартуского договора (1920 г.) форт ещё раз подвергся разрушению, но этим уже занимались финны.

Руины форта “Ино” (наше время). Объект культурного наследия народов РФ

В 1944 году на его территории разместился учебный центр Высшего инженерно-технического Краснознамённого училища ВМФ. После возвращения училища из Ярославля встала проблема по созданию учебно-полевой базы. Решением Ленинградского областного исполнительного комитета от 13 апреля 1945 года училищу был отведён земельный участок, общей площадью 594 гектара, расположенный к западу от реки Инониоки (сейчас река Приветная) между Финским заливом и шоссе Ленинград – Койвисто (сейчас г. Приморск). В 1949 году решением Главкома ВМС часть земли передавалась 12-му научно-исследовательскому институту ВМС, ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского и под строительство объекта ПВО страны.

Форт Ино, основание орудийной башни (наше время)

Выделенную территорию пришлось обживать практически заново. Финны в своё время демонтировали и вывезли всё, что было более-менее ценное, сохранившееся после подрыва – орудия, броневые двери и ставни, броневые люковые двери… Первоначально полигон обслуживался одним взводом численностью 15 человек. В 1946 году общая численность личного состава полигона составляла 28 человек. Первым начальником полигона был назначен инженер-капитан Евгений Георгиевич Дружинин. В 1948 году штат полигона был увеличен до двух взводов: строительного и электромеханического.

12-дюймовая открытая установка для форта “Ино” на испытаниях на Охтинском полигоне

Для размещения личного состава и офицеров вначале пришлось использовать частично сохранившиеся летние деревянные постройки, в которых ранее жили финские рыбаки. На полигоне не было ни стационарных, ни передвижных источников электроэнергии. В вечернее время для освещения помещений применялись керосиновые лампы. Единственным источником водоснабжения служил старый колодец, который был сильно заилен, и его с трудом прокачали позаимствованной где-то пожарной машиной. Таким было начало освоения будущей мощной учебной и научно-экспериментальной базы Военного инженерно-технического университета.

До начала девяностых годов из года в год наращивались усилия и достигались впечатляющие результаты. Был создан крупный центр с развитым комплексом учебных и учебно-производственных зданий, жилых зданий и казарм для личного состава, были разработаны и внедрены уникальные научно-экспериментальные установки и стенды, позволившие решить целый ряд проблем, связанных с защитой специальных объектов от воздействия новейших средств нападения.

За годы своего существования на полигоне прошли подготовку более 20 тысяч высококвалифицированных офицеров. Выпускники, получившие первые профессиональные практические навыки на объектах полигона – это инженерно-технический и организационный костяк военных строек страны. Они возводили здания и сооружения, монтировали оборудование объектов управления войсками и страной, объектов ракетных войск стратегического назначения, войск противовоздушной и противоракетной обороны, военно-космических сил, пунктов базирования кораблей ВМФ, аэродромов, полигонов, госпиталей и других объектов военной инфраструктуры.

12-дюймовые батареи форта “Красная Горка”, 1914 год

В настоящее время учебно-материальная база полигона используется кафедрами института для проведения занятий по всем специальностям. Занятия проводятся в течение всего учебного года, но основная нагрузка приходится на летний период.

Форт «Красная Горка» начал строиться в 1909 году, возвести его планировали за 4-5 лет. На южном берегу Финского залива, западнее деревни Красная Горка на ровном плато, круто обрывавшемся к берегу, вытянулись в почти прямую линию три батареи. Отсюда, с высоты 20 метров, чётко просматривалась акватория залива до его северного берега. Почти напротив, примерно в 20 километрах, располагался форт «Ино».

Форт “Красная Горка”, орудийный двор (наше время). Является объектом культурного наследия народов РФ

Правофланговая батарея состояла из восьми 11-дюймовых гаубиц, средняя – из восьми 11-дюймовых пушек Канэ, а левый фланг замыкали шесть 6-дюймовых пушек Канэ. Сектора обстрела всех батарей простирались от Толбухиной отмели до мыса Серая Лошадь. Между батареями со временем были возведены двухэтажные обвалованные траверсы для командных пунктов и запасных артиллерийских принадлежностей. Общая высота этих сооружений превышала 10 метров, толщина наружных стен – три, а местами четыре метра. Своды покрытия имели толщину 1,8 метра бетона по металлическим балкам.

Сухопутная оборона укрепления состояла из трёх бастионных фронтов и отдельного берегового пункта. В эту систему входили различные убежища и укрытия для солдат, орудий и пулемётов, капониры, бетонно-броневые брустверы для стрелков, проволочные заграждения и т. п.

Ко всем батареям и сооружениям форта предусматривался подвоз материалов и вооружения по шоссейным дорогам и железнодорожным веткам. Они соединялись с магистральными линиями в 20 километров у деревни Большой Ижоры.

Форт “Красная Горка”, групповой командный пункт, 1914 год

В тылу, юго-восточнее батарей, строился городок для батальона крепостной артиллерии.

Впервые в мировой практике фортификационного строительства использовались самые необычные технологии, в частности, в больших объёмах велось зимнее бетонирование конструкций. Для этого в центре строительной площадки разместили «тёплый» бетонный завод с помещениями для хранения песка, цемента, щебня и закрытыми эстакадами от них к помещению бетономешалок. Для отогревания щебня перед загрузкой его в бункеры устанавливались в теплушках два котла, пар от которых поступал в специально оборудованные вагонетки.

Бетонный завод соединялся узкоколейкой с 24 крытыми помещениями, возводимыми над котлованами фундаментов орудий всех батарей, так называемыми тепляками. Шатёр над грунтом утеплялся опилками и обогревался двумя печами. Вагонетки с бетоном заезжали в тепляки через специальные тамбуры, чтобы в помещения не проникал морозный воздух.

Следует отметить, что после ледостава между островом Котлин и всеми морскими батареями, а также к фортам «Ино» и «Красная Горка» были проложены по кратчайшим расстояниям ледовые дороги. Их расчищала от заносов постоянная команда. На всех поворотах и развилках в тёмное время зажигались фонари сторожами, находившимися в построенных для них будках. До марта по ледовым дорогам шли сани с цементом, лесоматериалами и другими строительными грузами, обеспечивая непрерывное ведение работ на строительстве новых фортов. Ледовые дороги возобновили своё существование и зимой 1910-1911 годов.

К лету 1910 года на стройплощадке «Красной Горки» уже было закончено строительство камнедробильного и бетонного заводов, но в «холодном» варианте.

Последний представлял собой деревянное помещение длиной 24 метра и шириной 12 метров. Высота до конька крыши составляла около девяти метров. Внутри размещался котёл и паровой двигатель, к которому подходили ременные передачи для вращения бетономешалок и лебёдок, поднимающих вагонетки на второй загрузочный этаж по открытой наклонной эстакаде длиной 20 метров. Песчано-цементная смесь и щебень из мерных вагонеток разгружалась в установленные друг за другом три бетономешалки. Туда же добавлялась вода, и после перемешивания бетон выгружался в вагонетки, подходившие под бетономешалки. Затем рабочие вручную передвигали вагонетки к местам укладки бетона.

На «Красной горке» также была использована противооткольная конструкция И. А. Савримовича – двутавровые балки, укладываемые вплотную друг к другу. Здесь же нашли применение и броневые башни, изготовленные на отечественных заводах. Опытовые стрельбы по закупленным за рубежом броневым башням показали их низкое качество. И последнее, что подтвердили опытовые стрельбы, это правильность теоретических расчётов о роли грунтовой обсыпки фортификационных сооружений при обстреле их фугасными снарядами.

Весь слой грунтовой обсыпки над разорвавшимся снарядом, если его толщина превышает 1,2 метра, действует как закупорка и усиливает влияние взрыва на конструкции сооружения. Это учли при строительстве всех новых фортов.

Полигон для стрельб давно привлекал внимание военных инженеров и артиллеристов, так как риф косы острова Котлин занимал очень удобную позицию для противодействия неприятельскому флоту. В период проведения опытовых стрельб на нём были сооружены разнообразные мощные казематированные постройки, которые мало пострадали и могли быть использованы при возведении батареи. Был уже разработан проект батареи на восемь 11-дюймовых орудий и отпущены кредиты на 1906 год, но… в это время было предложено построить форт на Толбухинской отмели и установить там мощные орудия. В связи с этим в марте 1906 года главное инженерное управление распорядилось о прекращении работ по Рифской и мортирной батарее № 3 до рассмотрения вопроса о Толбухинском форте. Его обсуждали долго, причем во взаимосвязи с фортами «Ино» и «Красная Горка».

Расчёты показали, что 12-дюймовые орудия на Толбухинском форту с дальностью стрельбы 26 километров всё же позволят линкорам противника приблизиться на дистанцию обстрела фортов «Ино» и «Красная Горка» и остаться при этом вне досягаемости огня русских укреплений.

Данное обстоятельство привело к окончательному решению: Толбухинский форт не строить, 12-дюймовые орудия установить на фортах «Ино» и «Красная Горка», а на рифе острова Котлин возвести батарею.

Батарея «Риф», как её стали называть, состояла из четырёх 10-дюймовых орудий в центре и восьми 6-дюймовых пушек Канэ на флангах. Фронт батарей не размещался на полуострове, а потому пришлось устроить насыпь из камня на прибрежных участках. Место на рифе было низкое и заболоченное. Поэтому фундаменты всех сооружений закладывались без отрывки котлованов, а после их завершения засыпались грунтом. Так устраивались зимой 1909 года четыре основания для скорострельных пушек Канэ.

Над местами постройки фундаментов под орудия возвели теплушки размерами 8х8 метров, высотой 6 метров. Между ними разместили тёплые помещения для приготовления бетона, складирования камня и тамбуры. Все постройки обогревались одиннадцатью печами.

Протяжённость тепляков превысила 70 метров; вдоль них уложили железнодорожные пути для передвижения вагонеток с камнем, раствором и бетоном. Каждое орудийное основание в нижней части выполнялось из каменной кладки, а в верхней – из бетона с заложенными в него анкерами.

Таким образом, вручную к весне все четыре основания были закончены, и с наступлением оттепели приступили к засыпке фундаментов грунтом. В течение нескольких лет возвели погреба для снарядов и патронов, защитили валами внутреннее пространство батареи и железнодорожный путь. В состав батареи были включены многие опытные постройки, в том числе скрывающаяся в каземате при помощи противовеса противоштурмовая 57-миллиметровая пушка.

Пожалуй, не менее важное значение, чем батарея «Риф», имела «Ижорская». Ещё в 1904 году её создали для противодействия неприятельскому флоту, который мог выйти к западу от Толбухина маяка и с дистанции 12-16 километров обстреливать крепость и порт. Это, в свою очередь, могло привести к взрыву морской лаборатории, где на площади 1 км2 в деревянных сараях хранились десятки тысяч пудов взрывчатых веществ. Последствия для города и крепости при этом были бы ужасными.

Вначале на Нижне-Ижорской батарее установили на временных основаниях двенадцать 9-дюймовых мортир, а на Верхне-Ижорской – восемь 9-дюймовых орудий на лафетах. Затем, для увеличения дальности обстрела, четыре мортиры заменили 11-дюймовыми орудиями. В 1909 году на Верхне-Ижорской батарее возвели основания для шестнадцати 9-дюймовых орудий. Со временем, когда возвели форты «Ино» и «Красная Горка», все упомянутые орудия были сняты, а на берегу, на месте Нижне-Ижорской батареи, соорудили из бетона Владимирскую батарею на четыре пушки Канэ и два 120-миллиметровых орудия. К этой батарее подвели железную дорогу.

Форты «Ино» и Красная Горка» стали именоваться «Николаевский» и «Алексеевский». Впервые в истории Кронштадтской крепости ещё при жизни русского императора его имя присваивалось форту, а заодно и имя его наследника.

(продолжение следует)

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии