Основной задачей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей свою деятельность при администрации района, является организация работы по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание адресной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, и профилактическая индивидуальная работа с ними.
В состав этого коллегиального органа управления, который возглавляет заместитель главы администрации по социальным вопросам Алексей Костяков, входят субъекты профилактики: представители отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Лодейнопольскому району, надзорных органов, отделов образования и по культуре, молодежной политике и спорту районной администрации, общественных, религиозных организаций, службы занятости населения, Лодейнопольской межрайонной больницы, Лодейнопольского филиала «Центра социальной защиты населения Ленинградской области».
Подробнее о деятельности комиссии и итогах ее работы за первое полугодие 2022 года мы побеседовали с ее председателем Алексеем КОСТЯКОВЫМ.

– Алексей Владимирович, в какой форме комиссия осуществляет свою деятельность?
– Мы проводим работу с родителями несовершеннолетних и с самими подростками, которые так или иначе нарушили административное законодательство. В комиссию поступает материал, который направляет отделение по делам несовершеннолетних ОМВД России по Лодейнопольскому району. В нем обязательно есть протокол, в котором зафиксировано правонарушение, и наша задача – рассмотрение его в присутствии родителей и самого подростка, выяснение причин совершения этого правонарушения либо неисполнения родителями своих обязанностей. По результату коллегиально принимается решение и выносится мера взыскания: предупреждение, штраф (размер которого определяется законодательством), либо с правонарушителем может быть проведена разъяснительная работа, а также комиссия может ограничиться устным предупреждением.
– Сколько семей сейчас состоит на учете в комиссии, и в каких случаях они попадают на учет?
– У нас на учете состоит 19 семей, 10 из них неполные, которые находятся в социально опасном положении, или их еще называют семьями «риска». Как правило, в них происходит алкоголизация родителей либо несовершеннолетнего, и с такими семьями у нас проводится профилактическая работа, им оказывается педагогическая, психологическая и другие виды помощи.
В среднем их количество на учете в комиссии остается примерно на одном уровне из года в год. Бывают такие случаи, когда семью мы сняли с учета в силу изменившейся в ней обстановки, но через какое-то время родители опять, что называется, взялись за старое, стали злоупотреблять алкоголем, и тогда мы вновь их ставим на учет и проводим с ними работу.
– Из 149 материалов, которые были рассмотрены комиссией в этом году, 100 были составлены на родителей, которых привлекли к административной ответственности в большинстве случаев за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. В чем еще это выражается помимо пьянства?
– Нарушение их детьми так называемого комендантского часа, то есть нахождение подростков в общественных местах в позднее время суток без законных представителей. В этой связи хочется сказать спасибо сотрудникам полиции за бдительность, особенно в летний период таких правонарушений среди несовершеннолетних становится больше. Сюда же можно отнести несоблюдение детьми правил техники безопасности на железнодорожном транспорте, то есть переход ими путей в неположенных местах. За это тоже могут привлечь к ответственности родителей, потому что они, судя по всему, не провели со своими детьми беседы о необходимости соблюдения правил безопасности на железной дороге, и отсутствует должный контроль с их стороны за тем, чем дети занимаются на улице в свободное время.
За первое полугодие 2022 года субъектами профилактики проведено 16 рейдов
по неблагополучным семьям.
К административной ответственности за неисполнение обязанностей
по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей привлечены
84 родителя.
Намного серьезнее обстоит дело в семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, постоянно пьянствуют, нигде не работают или перебиваются разовыми заработками. В состоянии алкогольного опьянения они утрачивают интерес к жизни ребенка, и это тут же сказывается на его успеваемости в школе, посещаемости занятий, на общении со сверстниками, учителями. У него падает дисциплина, он начинает вести себя агрессивно, может так же, как и родители, начать употреблять алкоголь, курить, уходить из дома. И мы вынуждены привлекать таких горе-родителей к ответственности.
– Как ведут себя родители на заседаниях комиссии, признают свои ошибки? Насколько для них бывает действенным вызов на нее, это помогает хоть как-то исправить ситуацию в семье?
– Помогает, но, к сожалению, не во всех семьях, особенно если они длительное время находятся в социально опасном положении. Есть родители, для которых вызов на комиссию является неким серьезным рубежом, после которого они переосмысливают свое поведение и отношение к воспитанию ребенка. Ведь наша задача состоит не только в том, чтобы принудить человека к исправлению, улучшению положения в семье, но и помочь ему преодолеть эти проблемы. Если у родителей утрачивается связь с ребенком, то мы пытаемся им помочь найти причину: почему это произошло, и даем советы, как это можно исправить. Очень печально, что иногда именно на комиссии некоторые родители узнают, что есть такие формы взаимодействия с детьми, как совместные походы на рыбалку, в кино, в лес, на прогулки, вовлечение детей в выполнение обязанностей по дому и т. д. Поэтому хотелось бы призвать родителей активнее привлекать своего ребенка к какой-то совместной деятельности. Дети будут только рады, это для них очень важно и оставляет в их душе теплые воспоминания.
Бывают такие случаи, когда семья не относится к группе «риска», с виду она вполне благополучная, родители успешно работают, пользуются уважением у земляков, внимательно следят за тем, чтобы ребенок учился, посещал кружки, но духовного контакта между ними нет. И дети, чувствуя это, начинают избегать этой вроде бы комфортной обстановки в семье и «прибиваются» к компаниям сверстников и ребят постарше, где они ощущают другую атмосферу. И нередко эти компании в поисках приключений тяготеют к совершению правонарушений. Были у нас такие истории, когда вроде бы у ребенка все есть, родители дают ему определенную сумму денег, чтобы он мог удовлетворять какие-то свои потребности, а он вместе с друзьями совершает мелкую кражу в магазине и потом не может объяснить, зачем он это сделал. И выясняется, что при всем внешнем благополучии семьи постепенно был запущен процесс утраты эмоционального, личного контакта ребенка с родителями, которые погрузились в добывание хлеба насущного. Нужно понимать, что по мере взросления ребенка должна меняться и форма общения с ним. Надо больше ему доверять, не пресекать попытки проявлять самостоятельность и обязательно наделять его какими-то обязанностями в кругу семьи.
Реакция родителей на заседаниях комиссии бывает разной. Кто-то пытается защищаться, причем нередко перекладывая на ребенка бремя ответственности за совершенный поступок. Те родители, которые понимают, что где-то они недосмотрели и что-то упустили, соглашаются с членами комиссии и даже благодарят нас, что вовремя помогли им найти причину недопонимания в семье. Бывает, что родители начинают оправдываться, объясняя это различными причинами, поэтому здесь от субъектов профилактики требуется высокий уровень профессиональной подготовки, общей эрудиции, чтобы можно было в случае попыток самооправдания или перекладывания ответственности
на ребенка в первую очередь защитить его самого.
– После принятия решения дальше как-то контролируется ситуация в этой семье?
– Обязательно. Составляется график посещения семей. В состав группы, которая выезжает в рейды, входят члены комиссии. Они проверяют жилищно-бытовые условия, общаются с родителями и ребенком и по результатам собранной информации делают выводы об исправлении ситуации в этой семье либо об ее усугублении, что иногда, к сожалению, бывает.
– Комиссии приходится идти на такие крайние меры, как принятие решения об изъятии ребенка из семьи?
– Да, иногда мы принимаем такое решение, когда есть реальная угроза жизни ребенку. Если родители постоянно злоупотребляют алкоголем, на этой почве между ними возникают конфликты, то у ребенка, который все это наблюдает, могут появляться мысли о суициде, попытки убежать из дома. Либо он, пытаясь защитить мать от пьяного отца или отчима, может получить какие-то травмы. Комиссия, всесторонне изучив ситуацию, в лице отдела опеки и попечительства выходит в суд с ходатайством об ограничении либо лишении родительских прав. Если суд принимает такое решение, значит действительно есть угроза благополучию ребенка в случае оставления его в семье. Далее он помещается в ресурсный центр по содействию семейному устройству, расположенный в п. Свирьстрой, или в подобный центр за пределами Лодейнопольского района.
В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
сейчас состоит на учёте 19 семей (10 из них неполные),
находящихся в социально опасном положении.
У родителей, лишенных родительских прав, есть закрепленное государством право обжаловать это решение, но для того, чтобы это произошло, им нужно пройти долгий и непростой путь исправления. В первую очередь нужно отказаться от того асоциального образа жизни, который они вели, найти работу. Есть родители, которые потом возвращали детей, переосмыслив многое в своей жизни. И мы в этом случае только приветствовали такие попытки.
– Основным нарушением среди несовершеннолетних, ставшим причиной вызова их на заседания комиссии в текущем году, стало распитие алкоголя. Как Вы это прокомментируете?
– Прежде всего я хотел бы призвать взрослых не покупать несовершеннолетним алкоголь по их просьбе. В этом случае они совершают самое настоящее преступление в нравственном плане, хотя такой поступок и квалифицируется законом как административное правонарушение. На самом деле таким образом взрослые создают условия, опасные для жизни подростка. Бывает, что повзрослевшим детям «по праздникам» дают попробовать алкоголь сами родители, ошибочно полагая, что «чуть-чуть» им не повредит, а подростка нужно постепенно готовить к самостоятельной жизни. А ведь далеко не в каждой семье соблюдаются культура пития и норма в употреблении алкоголя.
В этом году мы рассматривали 6 материалов на взрослых, которые вовлекали подростков в употребление алкогольной продукции, и привлекли их к ответственности.
– Есть такие случаи, когда один и тот же подросток попадается в состоянии опьянения несколько раз?
– Есть, к сожалению. Как правило, это дети, которые воспитываются в семьях с глубокой алкоголизацией родителей, а нередко – еще и бабушек и дедушек. Ничего удивительного, ведь они берут с них пример. В своей работе мы даже столкнулись с тем, что представители нескольких поколений одной семьи в разное время состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних за распитие алкоголя в подростковом возрасте. Вот такая печальная семейная традиция…
– Какая адресная помощь оказывается семьям, находящимся с социально опасном положении?
– Это может быть сопровождение семьи, оказание услуг психолога. Родителям, если они не работают, в зависимости от квалификации предлагается трудоустройство либо профессиональное переобучение. Ребенку подбирается то или иное направление в дополнительном образовании в зависимости от его увлечения. Главное, чтобы у членов семьи появилось желание исправить ситуацию, а потом оно уже воплощается в конкретные материальные формы. Работа с семьями нами проводится действительно большая, разнообразная, с привлечением различных специалистов. И, как правило, результат мы имеем положительный.
– Если кто-то из соседей или знакомых знает, что с ребенком жестоко обращаются или ему плохо в семье, но она пока не попала в поле зрения субъектов профилактики, что нужно делать? Не секрет, что нередко люди предпочитают «не лезть» в чужую семью…
– Те, кто занимает такую позицию бездействия, совершают своего рода преступление. Если не помочь ребенку в трудной ситуации, то его жизнь может быть погублена. Нельзя быть равнодушным и жить по принципу «моя хата с краю». При серьезных подозрениях, что в семье есть угроза благополучию или даже жизни ребенка, надо обязательно сообщать об этом в образовательные учреждения или в правоохранительные органы, пока еще детей можно спасти, потому что иногда главным источником неблагополучия для них становятся их собственные родители
Лариса НИКОЛАЕВА