Россия «в истинных цветах»

  

30 августа 1863 года родился Сергей Прокудин-Горский. Учёный-химик, талантливый изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, он прославился прежде всего как пионер цветной фотографии, автор удивительной коллекции из более чем 1 500 фотоснимков.

Использовав техническую базу для цветной фотосъёмки, созданную немецким профессором Адольфом Мите, Прокудин-Горский в 1902 году разработал фотоэмульсию, обеспечившую наиболее совершенную передачу естественных цветов. Как писала ведущий российский специалист по творчеству фотографа Светлана Гаранина в публикации «Ученый, изобретатель, фотохудожник» в журнале «Советское фото», 4 февраля 1905 года Прокудин-Горский выступил в Русском техническом обществе и впервые продемонстрировал на экране 70 диапозитивов, изготовленных им с собственных цветных фотографий. Различные по содержанию (зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца), они поразили специалистов-фотографов «верностью передачи ярких красок природы и вызвали возгласы одобрения и аплодисменты».

Вдохновлённый успехом, фотограф занимается и портретной съёмкой: в 1908 году он создал знаменитый первый цветной фотопортрет Льва Толстого в Ясной Поляне. Прокудин-Горский всё больше начинает верить в великое предназначение цветной фотографии: «Единственный способ показать и доказать русской молодёжи, уже забывающей или вообще не видевшей своей великой Родины, всю мощь, всё значение, всё величие России и этим побудить столь нужное национальное сознание, – это показать её красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т. е. в истинных цветах», – приводит Светлана Гаранина записи из хранящихся в Париже личных архивов Прокудина-Горского в статье «С.М.Прокудин-Горский: к публикации материалов из семейного архива».

Сергей Прокудин-Горский начинает воплощать свою мечту в жизнь, но сталкивается с трудностями. В посвящённом ему видеофильме Владимира Мелетина «Россия в цвете» (2010), доступном на портале Президентской библиотеки, звучат слова из записок фотохудожника: «Систематическое фотографирование было в начале века совершенно недоступно для частного лица, так как во многие места доступ был очень труден – требовалось очень много всяких разрешений от разных ведомств, в других же фотографирование было и вовсе запрещено из страха шпионажа. Всё это в связи с огромными расходами, с которыми была связана такая работа, не позволяло мне приступить к осуществлению моей мечты. К моему счастью, судьба разрешила мои затруднения».

Этой судьбой стал интерес к его работам царской семьи, увлекавшейся фотографией. После визита фотографа в Царское Село, в резиденцию императора в Александровском дворце, Николай II 3 мая 1909 года написал в дневнике: «Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».

Впоследствии, уже в эмиграции, как сообщают авторы фильма, Сергей Прокудин-Горский вспоминал: «Мне был дан по высочайшему повелению пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках. Для работы на водных путях, в зависимости от возможностей, министерство предоставляло мне отдельный, специально оборудованный пароход с полным составом команды.

В первую очередь государь наметил для съёмки весь Мариинский водный путь, причём моё внимание было обращено кроме других памятников старины особенно на памятники петровской эпохи, так как первая моя поездка пришлась в год юбилея основания Петербурга». Финансирование выдающегося предприятия было частичным: «Проезд для меня и моих сотрудников по всем линиям железных дорог в России, по водным путям был совершенно бесплатный, а равным образом содержание вагона и парохода со всей командой. Но сверх этого ни о каких деньгах не было речи. А я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной мере двигают меня по пути достижения моей задачи…»

Затем последовали ещё три успешные экспедиции. Светлана Гаранина в статье «Обзор источников творческого наследия С.М.Прокудина-Горского (1863 – 1944)» (2001) цитирует фотографа: «Обслужены были: 1) Мариинский водный путь; 2) Туркестан; 3) Бухара (старая); 4) Урал в отношении промыслов; 5) Вся река Чусовая от истока; 6) Волга от истока до Нижнего Новгорода; 7) Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых; 8) Кавказ и Дагестанская область; 9) Мугальская степь; 10) Местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне 1812 года; 11) Мурманский железнодорожный путь…»

Гаранина приводит и описание всех сложностей работы: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку…»

Итог этих тяжёлых трудов был грандиозным и уникальным. Статья Гараниной «Выдающийся деятель фотографии» содержит его оценку самим фотографом: «За шесть лет работы мною было выполнено несколько тысяч снимков. Коллекция эта представляет большой интерес и по своему разнообразию, и по значению в настоящее время особенно, когда множество ценнейших памятников погибло. Кроме того, все снимки без исключения исполнены для воспроизведения в истинных цветах, что даёт им ценность подлинных документов и делает их, таким образом, гораздо более важными, чем обыкновенные фотографии».

О дальнейшей непростой судьбе архива рассказывает фильм «Россия в цвете». Прокудину-Горскому, уехавшему в эмиграцию, удалось вывезти негативы в Париж. По свидетельству очевидца, «в подвале среди пыли были ящики, в ящиках были эти пластинки, стеклянные пластинки. Потом дети Прокудина-Горского решили – оказия пришла – продать эти пластинки, они продали в 1948 году американцам за 3 500 долларов». Заведующий отделом Библиотеки Конгресса США Гаррольд Лайк в фильме поясняет: «То, что мы купили, это 1 903 негатива на стекле и 12 альбомов с чёрно-белыми отпечатками. Коллекция лежала несколько десятилетий в отделе фотографии перед тем, как была обработана. Эти свежие, изумительные изображения, кажется, были сняты вчера».

В 2001 году все снимки были отсканированы. В 2010 году Библиотека Конгресса США передала в электронный фонд Президентской библиотеки, посвятившей фотографу коллекцию материалов «С.М.Прокудин-Горский (1863 – 1944)», почти 2000 оцифрованных цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского. Наследие мастера вернулось на родину, некогда запечатлённую им «в истинных цветах».

Пресс-служба Президентской библиотеки

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии