Жизнь монастыря после кончины Александра Свирского

  

В свой последний день, 30 августа 1533 года, 85-летний основатель Александро-Свирского монастыря велел передать архиепископу Новгородскому Макарию духовную грамоту. Текст завещания теперь хранится в главном архиве Министерства иностранных дел России.

В нём Александр Свирский пишет о близкой смерти из-за болезни и просит выбрать вместо себя игумена из четырёх старцев монастыря: Исаии, Никодима, Леонтия и Иродиона, так как братия вопрошает его, умирающего, кто будет приемником. В завещании преподобный восклицает: «…братии своей приказываю жити в любви о Христе, да пития бы пьянственного в нашей пустыньке
отнюдь не держали, а вражды бы не имели и не рассчитали бы себя ни о чём…». Александр Свирский приказывает беречь вкладчиков монастыря и напоминает братии, что всем нашим делам Бог сердцевидец.

Ученики подвижника после его кончины часто сменяли друг друга в праве управления монастырской братией. Вероятно, это как раз и было связано с их желанием избежать вражды и сохранить равноправие в монастырской жизни без учителя и основателя обители. По заложенным им традициям каждый год монахи отправляли влиятельным людям и в царский двор природные дары своего края.

 В одном из списков можно прочитать, что митрополиту Новгородскому везли десять лососей, бочку сигов, полубочонок сиговой икры и печенки, воеводе – бочку сигов и полубочонок печёнки. Сигов и икру отсылали судьям, сторожам государева приказа, казначею, дворецкому, стряпчему, дьякам и другим важным лицам, так что можно представить, какие богатые рыбные обозы каждый год двигались в Новгород и Москву от Свири, чтобы вернуться обратно с жалованными грамотами и подарками царедворцев.

Такая традиция существовала веками, хотя и прерывалась из-за смуты и вражеских нашествий. Любопытно, что после кончины Ивана Грозного в монастырь зачастили с богатыми вкладами представители семейства Бориса Годунова и другие московские бояре, так что обитель Александра Свирского к концу 16 века стала одной из богатейших на северо-западе русского государства. Здесь проводились традиционные ярмарки международного масштаба, на которые везли свои товары купцы из самых разных регионов и стран. Так духовный центр Присвирья стал и важным торговым центром.

Потому и явились сюда незваными гостями в смутное время 1612 года вражеские отряды, состоящие из наёмных казаков Запорожья, поляков и литовцев, которым накануне был дан отпор в других местах. По сведениям из исторических источников, эти захватчики прошли от истока Свири до устья, по пути уничтожая постройки, убивая, грабя и насилуя местных жителей. Братия монастыря заранее узнала об опасности и успела самые ценные предметы отправить тайным обозом в более защищённый Кирилло-Белозерский монастырь, а что-то, включая колокола, удалось закопать.

Существует даже легенда, что часть сокровищ провалилась под лёд Кобыльего озера, когда лошадь везла их на санях по подтаявшему апрельскому льду. Возможно, что-то интересное можно найти на дне этого водоёма, которое покрыто толстым слоем ила. Во всяком случае грабителям сильно поживиться в Александро-Свирском монастыре так и не удалось… 

Пётр ВАСИЛЬЕВ

(Окончание следует)

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии