Их обитель – небо

  

Военная авиация – элита вооружённых сил с богатой историей и традициями, которые сложились за более чем век существования этого рода войск. А как всё начиналось?

С незапамятных пор мечтал человек оторваться от земли и взлететь в небо. Однако проходили века, а мечта оставалась мечтой. Но глаза человека не переставали засматриваться на небо, на полёт птиц, не переставала работать пытливая человеческая мысль.

Находились безумцы, которые, приладив к рукам самодельные крылья, бросались с высоких башен и колоколен в надежде полететь – летают же птицы! Но не вверх, а вниз летели эти отчаянные смельчаки, разбиваясь о каменную твердь земли.

Но вот находим старинную запись. Она повествует: «В 1731 году подьячий Крякутной сделал мешок большой, надул его дымом, поганым и вонючим, сделал от него петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы. Ветром его ударило о колокольню, он зацепился за верёвку колокола и тако остался жив».

Через полвека в июне 1783 года поднялся в небо наполненный горячим воздухом аэростат Жозефа и Этьена Монгольфье. Сначала без людей, а 21 ноября того же года – и с людьми.

Шло время. Наука делала успехи. Человек набирался опыта и знаний. И вот в преддверии 20 века летательный управляемый аппарат тяжелее воздуха наконец был создан.

На долю нашего соотечественника – потомственного моряка русского военного флота Александра Можайского (1821 – 1890) – выпало не только сделать проект самолёта, но и подобрать к аппарату двигатель с воздушным винтом, а главное – впервые в мире в 1885 году построить аппарат, выкатить его на лётное поле и произвести испытание. Этой задаче Можайский посвятил значительную часть своей жизни и все свои личные средства.

Самолёт «Гаккель-3» (справа – его конструктор Я.М.Гаккель)

Как выглядел этот первый самолёт, рассказал бывший кавалерийский юнкер Н.Н.Мясоедов, посещавший постройку: «Моноплан строился в загородке из досок без крыши. Дождь часто поливал и портил машину. Моноплан представлял собой лодку с деревянными рёбрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямо-угольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Всё обтянуто тонкой шёлковой материей, пропитанной лаком. Переплёты крыльев деревянные (сосновые). Аппарат стоял на подставках с колёсами. Крылья приходились приблизительно на сажень (с небольшим) от земли. В лодке две мачты. Крылья удерживались проволочными верёвками, натянутыми к мачтам и подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки. Винтов было три, о четырёх лопастях каждый. Рулей два – вертикальный и горизонтальный, прикреплены к корме и приводились в движение проволочными канатами и лебёдками, помещёнными около кормы. Работы шли медленно по случаю безденежья, чего г. Можайский не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было» («Новое время», 7 октября, 1910 г.)

Тем не менее, первый в мире самолёт появился, и следом, один за одним, стали появляться его потомки, для усовершенствования которых наука и люди потратили немало сил.

Не менее удивительно, что в конце 60-х годов 19-го века другой наш соотечественник, отставной артиллерийский офицер Николай Афанасьевич Телешев запатентовал во Франции «улучшенную систему воздушного передвижения», представляющую собой самолёт с треугольной формой крыла, снабжённый «теплородным духометом», то есть прообразом современного реактивного двигателя. В тексте патента приведены чертежи крыла с углом стреловидности 45 градусов, имевшего тонкий профиль и все современные элементы крыльевой конструкции. Так больше 100 лет назад русский изобретатель предвосхитил развитие авиационной техники наших дней!

Однако вернёмся к началу 20-го века, когда самолёт (аэроплан, как его тогда называли) ещё только научился летать. Уже тогда в нашей стране нашлись люди, создававшие свои собственные летательные аппараты. Среди таких новаторов был талантливый русский инженер, внесший значительный вклад в развитие отечественного самолетостроения, Яков Модестович Гаккель (1886 – 1945). Заинтересовавшись авиацией, он с 1909 года строил сначала планеры, а затем самолёты.

Гаккель задался целью коренным образом улучшить биплан – в ту пору самый распространённый тип самолёта. Тогда почему-то считалось, что фюзеляж, обшитый полностью или частично полотном, может применяться только на монопланах.

В носовой его части размещался двигатель с тянущим винтом, а сразу же за крылом фюзеляжа сидел лётчик. Именно Яков Модестович одним из первых в мире изменил эту традицию и установил фюзеляж на биплане. Так он уменьшил вредное сопротивление воздуха.

На «Гаккеле-3» с мотором, построенном по этой схеме в 1910 году, на Гатчинском аэродроме был совершён первый полёт. Последующий «Гаккель-4» оказался замечательным самолётом, на нём было выполнено много полётов разными лётчиками. Сам Я.М.Гаккель научился летать именно на этой машине. Известный тогда лётчик Г.В.Алехнович на «Гаккеле-4» в августе 1911 года впервые в России совершил перелёт из Гатчины в Царское Село, оттуда – в Красное Село и обратно.

В следующем 1912 году Гаккель построил свой восьмой самолёт, представленный им на международной воздухоплавательной выставке в Москве. На нём лётчик Г.В.Алехнович установил русский рекорд высоты – 1 350 метров – и совершил ряд демонстрационных полётов в Курске, Смоленске, Вязьме, Гомеле. Так в России начал свою полнокровную жизнь биплан с фюзеляжем, тянущим винтом, размещёнными за крылом. Вслед за этими машинами Я.М.Гаккеля такие бипланы стали строить во всём мире. Его девятый самолёт был монопланом.

12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события этот день принято считать началом создания военной авиации России.

Перспективным вооружением отныне занималось не Главное инженерное управление, а вводилась отдельная воздухоплавательная часть. А немногим позже самолеты и вовсе отделили от более громоздких и менее эффективных воздухоплавательных средств – аэростатов и дирижаблей. Себя новый род войск показал уже на фронтах Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной и дальнейших вооруженных конфликтов стал одним из ключевых и стратегически важных.

В СССР всегда чествовали военных летчиков. Еще в 1930-е годы командующий рабоче-крестьянскими красноармейскими военно-воздушными силами Яков Алкснис предложил учредить в честь них профессиональное торжество. Его идея была принята и определена дата – 18 августа.

В 1997 году президент страны Борис Ельцин подписал указ об установлении 12 августа новой официальной даты – Дня Военно-воздушных сил России. В 2015 году в связи с реорганизацией в Министерстве обороны ВВС вошли в состав Военно-космических сил (ВКС).

Подготовил Юрий ЕГОРОВ, майор в отставке,
ветеран 177-го Московского ИАП 

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии