ПРОСТИ НАС, ПИТУНИН

  

К нам вновь едет «Театр на Васильевском»! Когда осенью он прибыл к нам со спектаклем «Спасти камер-юнкера Пушкина», в мыслях промелькнуло: тот ли Пушкин, который «наше ВСЁ», или это просто совпадение? И если это наше всё, то О ЧЁМ, если не о спасении поэта от гибели на дуэли? Но как? Как они могли его спасать, не представляю.

«Спасти камер-юнкера Пушкина» – это спектакль по пьесе Михаила Хейфеца, спектакль, который проник в сердце каждого зрителя. Уверена: остался в нем насовсем.

Да, герой будет спасать Пушкина. И заодно – себя.

То, что на сцене постоянно возникали разные персонажи и было множество диалогов, перемещений, движений, не мешало всему залу видеть только двух героев. Недотёпистого Питунина и… Пушкина.

Миша Питунин… Да такой ребёнок есть в каждом классе, уж поверьте. Ему не везёт с самого детсада. Его постоянно ругают, цепляют, поучают, он на виду, несмотря на свой непримечательный внешний вид и неуспешность. Ох уж эта неуспешность…

Как удобны успешные дети в садике, школе… И стих прочитают, и на все вопросы «правильные» ответы знают. А «питунины» – всегда в центре неудач. И окрики, и двойки, и еще это – родителей в школу! А у него из родителей только мама. Мама-врач, которая работает с утра до позднего вечера, чтобы кормить двух детей. И вроде бы Мишка Питунин – обычный неудачник, но, не поверите, все его неудачи так или иначе связаны с именем Пушкина. Как это? Какая связь? Вот здесь объединились таланты – автора, режиссёра, АКТЁРА. Я уверена: в актёра Артёма Цыпина, в его лучистый взгляд, его улыбку, такую детскую, немного беззащитную, но такую обаятельную, таящую мощное чувство юмора, влюбились все. И многие – по самые уши.

Взрослый человек, совершенно взрослый, вспоминает свою жизнь, начиная с самого детского сада. Ему пять, и он впервые слышит: как ты можешь не любить Пушкина? Нет, не так. Кааак тыыыы можешь не любить ПУШКИНА?! А он маленький, он не знает, кто такой этот Пушкин, но уже ненавидит его, так как из-за этого самого Пушкина ему не дали поиграть с самой настоящей машиной, о которой он мечтал почти месяц.

Перед нами пролетает, летит жизнь «маленького человека». Вы помните, кого в русской литературе называли «маленьким человеком»? Думаю, со школьных лет каждый вспоминает хотя бы станционного смотрителя или того же Акакия Акакиевича. А здесь современный образ «маленького человека», то есть обычного, не имеющего возможности изменить свою жизнь. Кричат, обижают, насмехаются, а он не теряет какого-то уникального чувства юмора, улыбается (прямо в зал) той самой детской и в то же время взрослой, мудрой улыбкой. И зрители таяли, переживали, волновались. Готовы были спасать не поэта, которого лично не знали, а этого самого Питунина, причём от всех сразу: «воспиталки», «училки», замполита, Секи, Витька… и вообще – от всех. Его же никто не понимает. Даже любящая мама, так как ей просто некогда. Ну, может, дружок школьный? Двоечник Дубасов – единственный, с кем главный герой делился своими мыслями. Пути ребят разойдутся, и всё, не с кем делиться. Начало одиночества, непонимания положено. Девочка, девушка, армия, седьмое ноября, наказание… Вот это парадокс! После гауптвахты Миша проникся уважением к Пушкину. Вроде как из солидарности.

Сценография спектакля очень минималистичная. Два десятка белых кубиков, на одной грани которых фрагмент картины с изображением дуэли Пушкина. Кубики эти переставляют сами актёры, по-разному компонуют, а сам Миша Питунин быстро рисует на них, ловко передавая свои ощущения. Да, для него Пушкин – причина всех несчастий, но до поры до времени, а вот для Дубасова он таким и останется, наверное. Ведь не каждому неудачнику в жизни встречается такая красивая, умная, свободная, легкая девушка Лера, ради которой герой не только станет счастливым на некоторое время, но и проникнется судьбой Пушкина, перечитав всю библиотеку.

Кроме бестолковых взрослых у героя есть ещё два настоящих врага. К сожалению, я не читала пьесу ранее, но в маленьких хулиганах – подлом Секе и балбесе Витьке – сразу почувствовала главную опасность. Так и случилось, и ничего предотвратить было нельзя. Одинокий, всеми отвергнутый человек становится слабым, ищет успокоение в спиртном. Такого уничтожить можно без особых проблем.

Да, 90-е, лихие, бандитские. Да, слабость, ненужность «маленького человека», но в то же время – сила особенная, которая чувствуется в каждом слове, в каждом движении. Никто уже не смеётся в зале, тишина нависает, и каждый чувствует невыносимую тревогу.

А ведь он сделал свой выстрел! Успел! Помните? Он с Пушкиным теперь рядом. Они вместе. И не мазила Пушкин, не мазила. И Питунин – не мазила, он боец, сумевший сделать выстрел. Спасал Пушкина, а невольно спасал себя. Значит, подвиг свой все-таки совершил?!

Перед выстрелом Миша вспоминает только Леру. Именно она для него – личность. И счастлив он был именно с ней, хотя слово «любовь» не прозвучало ни разу. Эти отношения стали единственным счастливым моментом в жизни доброго парня. Лера скажет ему на прощание: лучше уже не будет. Так и случилось, и от этого ещё тоскливее на душе. Он заслуживал самого большого счастья, но получил его самую маленькую порцию.

Пушкин на сцене не появится, но он всё время перед зрителем. Приёмов много: рисунки, картины, бюсты, книги, СТИХИ! Всё время звучат знаменитые строки, которые мы учим в школе. Но гораздо сильнее строчки, которые герой читает вне школьной программы, от сердца. И эти строки проникают в зрителя, переворачивают восприятие пушкинской поэзии да и самого его, сей образ которого стал иконой. А вот он такой, каким его покажет нам Петунин! Он – человек. И в финале, неожиданно трагическом, оба героя уже вместе, и в этом сила спектакля. Для меня эта сила в каждом слове Михаила. Слабый, не защищённый от проблем человек становится сильнее, поняв, почему Пушкин не попал в Дантеса! Не попал… Да нельзя было иначе, нельзя.

Прости меня, Питунин, за всех взрослых – воспитателей, учителей, замполитов – за их непонимание, за придирки, за равнодушие. Прости. Всем сердцем с тобой, и знаешь почему? Да потому что я тоже немного Питунин. Сильнее только, покрепче.

А «Театру на Васильевском» спасибо. Артёму Цыпину – самое большое спасибо за образ Миши Питунина и за улыбку! Актерам, режиссеру, всем, кто решился на такую пьесу, за словечки ругательные, без которых не обойтись, за такую тему, в которой каждый увидел «своего» Питунина. Увидел себя.

9 февраля мы снова с нетерпением ждём в нашем городе «Театр на Васильевском», и снова в главной роли – Артём Цыпин. Актёр рад сотрудничеству, мечтает прогуляться по Лодейному Полю, узнать больше об истории города, а самое главное – обещал ответить на вопросы для интервью. Об этом – скоро в нашей газете.

Галина ХАРИЧЕВА

5 2 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии