Наш бабий угол на международном уровне

  

Древнее поселение Тервеничи, которое впервые упоминается в новгородских налоговых документах ещё в тринадцатом столетии, давно стало центром притяжения туристов из разных уголков России и других стран.

Видимо, созвучие с вепсским приветствием его названия мистическим образом влияет на особый дух гостеприимства. Кто бы ни приезжал в Тервеничи из Ленинградской области, России или даже из других стран и континентов, с удивлением и почти детской радостью включаются в удивительную игру со старыми предметами, придуманную на основе вепсских традиций талантливыми и радушными сотрудницами Тервенического Дома культуры. Здесь обсыпанные у крыльца зерном горожане могут взять в руки миксер прошлых столетий – мутовку, сделать массаж гладильной доской и услышать привычные звуки бабьего угла из деревенской избы. Руководитель общественного музея Евгения Климова со своими помощницами так увлекает туристов рассказами и показами, что словно очаровывает их магией вепсских знахарей. Уходить из музея никто не спешит, только экскурсоводы вынуждены поторапливать группы, чтобы не опоздать к отплытию теплохода.

Принимая по несколько туристических автобусов в день, проводя различные праздники и мастер-классы, увлечённые любимым делом артисты Тервеничей не привыкли замыкаться лишь на своей территории. Они активно путешествуют по разным регионам России, с гордостью и удовольствием представляя родную культуру на фестивалях и конкурсах. Близкие сердцу многих наших земляков звуки старого бабушкиного дома находят отклик не только у земляков, помнящих перестук жерновов и шорохи метлы на половицах у старой печи, но и в культурной столице России.

Мастерицы Тервеничей оживили их с показом традиционных костюмов и действий на пятом Всероссийском фестивале художественного творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов, который проходил на берегах Невы с 13 по 16 сентября. Этот фестиваль посвящен проблемам возрождения, сохранения и популяризации традиционной культуры малочисленных народов Российской Федерации, а также поддержке творческих коллективов, носителей традиционной народной культуры. Поэтому хранительницы вепсской культуры из Приоятья были там желанными гостями.

В фестивале принимали участие художественные коллективы и отдельные солисты-исполнители, представляющие фольклорное, танцевальное, народное певческое и инструментальное искусство малочисленных финно-угорских и самодийских народов – селькупов, ненцев, ханты, бесермян, вепсов, саамов, ижор, води, ингерманландских финнов. У каждого из них было, конечно, что-то своё, но представители Тервеничей, как обычно, восхитили всех участников этого события и оставили в памяти многих то близкое, что греет сердце почти каждому жителю деревни. Не случайно творческие идеи, родившиеся в Тервеничах, через некоторое время приживаются и в других районах. Так было, к примеру, с необычными костюмами детей берёзы, которые теперь стали украшением и других коллективов. Гостями Ленинградской области в этом году стали коллективы из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Республик Удмуртия и Карелия, Мурманской и Псковской областей, Санкт-Петербурга. Ленинградскую область на фестивале представили ансамбль финской песни «Pienipolku» («Маленькая тропинка») из города Сосновый Бор, ижорский детский фольклорный ансамбль «Рыбачка» из деревни Вистино Кингисепсского района, вепсский фольклорный ансамбль «Вараста» из деревни Боброзеро Бокситогорского района,  вепсский ансамбль «Армас»  из села Винницы Подпорожского района и другие коллективы.

А наш известный далеко за пределами региона коллектив «Оятская вечорка» представил на международном фестивале сразу две творческие программы: «Küläkodin kulundad», что в переводе с вепского означает «Звуки деревенского дома», и понравившийся многим гостям Тервеничей «Бабий угол». Аплодисментам и словам восхищения после выступлений не было конца. И когда в рамках фестиваля была организована уникальная выставка аутентичных предметов быта малочисленных народов Ленинградской области, многие вспоминали необычное и потрясающее выступление «Оятской вечорки». Его вспоминали и при посещении вепсского и водско-ижорского подворий.

Участники фестиваля не только показывали своё мастерство и любовь к традициям предков, но и с большим удовольствием участвовали в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу, в творческих лабораториях (мастер-классах по традиционному танцу и пению), в круглом столе по теме «Нематериальное культурное наследие малочисленных финно-угорских и самодийских народов». Артисты Приоятья на этом фестивале с радостью делились своими знаниями традиций малой родины, наполняя внутренний мир самобытными традициями других народов, в которых семейный очаг и наследие предков – свеча народной памяти, помогающая не забывать своё прошлое.

Пётр Свирин

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии