Театр – одна большая дружная семья

  

Любое дело зависит от людей и от того, как они к нему относятся. Уникальность Лодейнопольского драматического театра «Апрель» – в его коллективе.

Накануне международного Дня театра мы решили окунуться в театральную атмосферу. Побывали на премьере спектакля и встретились с руководителем Алексем Байдаковым.

– Алексей Александрович, На Ваш взгляд, в чём кроется секрет популярности театра?

– Наше достояние – это люди. Практически все актёры, то есть художественно-творческий персонал, здесь с основания театра. Конечно, бывают нюансы в нашей работе, но факт того, что они преданы своему делу, это самое важное. Мы растём, стремимся вперёд. У нас появляются новые друзья, знакомые, близкие люди, которые занимаются театром. Они приходят и воплощают свои самые безумные творческие фантазии. Потенциал людей, которые здесь трудятся, просто огромен – каждый из них может работать в любом столичном театре. Здесь мы проводим самую большую часть своей жизни. В последние два года у нас переполненные залы. Когда у меня спрашивают о театре, не поверите, с какой гордостью и с каким восхищением говорю об этом. Что-то случилось в мире, в воздухе, в природе… Не знаю, что произошло, но театр стал востребован, как духовная составляющая нашего общества.

– Это, безусловно, признание вашего труда. Но откуда у людей появилась такая тяга к театру?

– Думаю, что зрители приходят сюда в первую очередь не за тем, чтобы развлечься, отдохнуть или посмеяться. Они приходят к нам, чтобы потрудиться душой и разумом, найти ответы на свои личные вопросы, вопросы социального среза. И думаю, что большинство зрителей эти ответы находит. Как говорил великий Станиславский, театр необходим, чтобы изучать жизнь человеческого духа.

– Популярность «Апреля» уже перешла далеко за пределы района. Какова география ваших театральных фанатов?

– Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москва, да, в общем-то, со всей страны к нам приезжают на спектакли. И это безумно приятно. Низкий поклон нашей публике! Уверен, что мы сможем удержать эту планку и поднять её ещё выше.

– Как удаётся поддерживать творческий настрой в коллективе и сколько человек творит рядом с Вами?

– На самом деле у нас очень маленький коллектив. Сегодня в штате всего восемь артистов. Остальные внештатные, которых мы можем себе позволить пригласить, оплачивая их труд из тех денег, которые зарабатываем на спектаклях. И надеемся, когда произойдет переход театра в статус областного, то появится возможность иметь тот штат, который для него положен. У нас не хватает не только художественно-творческого персонала, но и технического. Люди зачастую работают, можно сказать, на энтузиазме, круглыми сутками. В результате чего с семьями, с нашими половинками бывают проблемы. И в управленческом составе не хватает людей. Законодательство меняется, и необходимо отслеживать все эти изменения. Поэтому везде нужны профессионалы.

– Как удаётся привлекать новых артистов?

– В Лодейном Поле трудно найти специалиста в области театра. Но постепенно всё это решится. Многие готовы сюда переехать, мешает только жилищная проблема. Но мы не ропщем по этому поводу. А стремимся действовать. Нам выделили общежитие. Дали квартиру в военном городке для того, чтобы там могли переночевать приезжие артисты. Как результат, спектакли у нас стали ярче, поскольку артистов больше, костюмы лучше и так далее. В Петербурге уже пошивочные цеха на нас работают. В конце апреля мы ожидаем премьеру, ту, что заявляли на 25-летие театра. Это спектакль по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» «Глумов. Восхождение в бездну». Это будет яркий спектакль. Костюмы удивительные. Мне, например, костюм изготовили в специализированном ателье, где шьют только военную форму. Представляете, какая там была подгонка. Дважды ездил на примерки: костюм подогнали, как говорится «в копеечку».

– Что значит для театра эта премьера?

– Эта работа для нас очень важна. Спектакль заявлен на фестиваль, который пройдёт в июле в Санкт-Петербурге, в театре Комедии имени Акимова на Невском проспекте. В рамках фестиваля мы будем давать два спектакля. В первый день играем «Глумов. Восхождение в бездну», а на следующий – «Женитьбу» Гоголя. Так что даже при минимальном количестве состава мы двигаемся вперёд, чувствуем в себе гораздо большие силы.

– В чем Ваш источник оптимизма?

– В том, что мы не видим потолка и способны на очень серьёзные вещи. У нас огромный запас творчества. Сейчас появился интересный проект, который поддержал комитет по культуре правительства Ленинградской области. В нём участвуют три театра: «Апрель», «Комедианты» и самодеятельный бельгийский театр из города Антверпен – это эмигранты, которые не могут жить без искусства, работающие под руководством профессионального режиссера. Труппа будет сборная. Мы вместе ставим «Вишнёвый сад» Чехова. Спектакль задуман как фестивальный. Его премьера пройдёт на нашей площадке в мае. А затем предстоят гастроли по всей Ленинградской области. Так что у нас большие творческие планы и задачи.

– Сколько спектаклей появилось за последние два года? Чем вы радовали зрителей?

– Сложно назвать сразу конкретное количество. В прошлом году у нас в репертуаре было около 20 названий. Сегодня – 26. За это время некоторые мы уже сняли из репертуара. Так что зрители увидели порядка десяти новых спектаклей. Это стало возможно с приходом заслуженного артиста России Вадима Романова – моего друга по съёмкам в кино.

– Как удалось Вадима Валерьевича заполучить в наш театр?

– До этого мы долго общались, и я даже не знал, что он ещё и режиссер. А когда Вадим Валерьевич приехал к нам, поработал, поняли, что друг без друга больше не сможем. И труппа его приняла. Потому, что он такой человек, энергия в нём там и кипит. Он – фонтан творческих мыслей, любит театр и может сутками напролёт трудиться. Мало того, у нас никогда не было своего художника-постановщика. Были просто художники и хорошие, но чтобы профессиональных театральных – не было. Он для нас подарок судьбы.

Уже в этом году мы наметили семь премьер. Так что у «Апреля» в репертуаре будет уже более 30 названий. Не каждый столичный театр может похвастаться подобным. С учетом того, что у нас всего восемь артистов в штате. В нормальном театре 25 артистов и примерно столько же за штатом.

– В последнее время на сцене появляются новые молодые лица. Расскажите о молодёжном составе театра.

– Как ни странно, как раз молодёжи нам и не хватает. Очень нужна молодая пара – девушка и парень – профессиональные артисты, с которыми можно было бы ставить современную драматургию и через молодое поколение обращаться к их ровесникам. Это важно, потому что со временем меняются принципы общения. И для детского репертуара тоже очень нужны молодые актёры. Мы стараемся обновлять наш состав, но опять же надо сначала решить проблему с жильём. Например, есть молодая пара с ребёнком, они готовы приехать. Но предлагать им общежитие несерьёзно. Для муниципалитета театр – это очень тяжёлое финансовое бремя, но с изменением статуса, думаю, мы решим эту проблему.

– Для чего нужен областной театр?

– Главное – сохранить тенденцию. В небольших городах на два-три района должен быть хотя бы один профессиональный театр. Тогда появится возможность некой лаборатории. Люди поедут сюда. Машина большого театра этот момент пожирает. Всё становится как механизм, как производство. Это завод по производству спектаклей. А у нас есть возможность лабораторного подхода. Никто не гонит срочно сдавать очередную премьеру. Если чувствуем, что ещё недопонимаем что-то в постановке, что-то не идет, лучше потерпим, немножко подождём. Но выдержим и премьера становится как хорошее вино: чем дольше держится, тем трепетнее к ней относишься, да и проникновенности в игре больше. Поэтому, как мне кажется, если эта идея разрастётся и в небольших городках России появятся серьёзные профессиональные театры, то это не просто плюс для страны, это огромное полезное дело, которое поможет людям меньше обращать внимание на глупости и конфликтные ситуации.

– Как мы понимаем, событие вот-вот произойдёт: «Апрель» станет областным государственным драматическим театром. Что даёт статус областного театра?

– Это прежде всего огромная ответственность. Сегодня у нас кроме небольшого творческого состава энтузиастов, ничего нет. Здание, в котором сейчас находимся, обслуживает и кино, и театр. До премьеры мы вырываем пять дней у кино и с утра до ночи репетируем. У нас практически нет репетиционного зала, так как не хватает места. В костюмерной более 25 тысяч костюмов. Куда их девать? У нас нет складов для реквизита. Нет цеха для производства и хранения декораций. И мы на сегодняшний день задыхаемся. Финансирование и внимание к театру при переходе в областное подчинение будет принципиально другим. Муниципальному образованию действительно тяжело, у него нет таких средств. Театр – это большая расходная часть. Поэтому государство обращает на это серьёзное внимание, понимая, что муниципалитету не выдержать эту нагрузку. Так и должно быть. Главное, что мы остаёмся на месте. Мы всё равно здесь. И зритель наш лодейнопольский, как был, так и остался. При изменении статуса появляются совершенно другие возможности. Мы сможем гастролировать не только по Ленинградской области, но и по всей России, и по всему миру. Расширится возможность привлечения артистов. Потому что, когда есть финансирование, то, соответственно, и качество артиста может быть выше. Это для нас тоже важно. Мы сможем приглашать артистов, а кто-то, может, даже переедет к нам. Такие случаи уже существуют. И нам это очень приятно. Потому что Лодейное Поле город хороший, люди хорошие и театр замечательный. Тут действительно можно заниматься своей профессией глубоко и достигать невероятных результатов. И, конечно же, сама статусность важна. Есть разница между муниципальным драматическим театром и областным. У него и фестивали другие. Да мы уже попали в обойму. Мы уже там: нас знают и принимают. На самом деле мы далеко уже не муниципальные. То есть по факту ещё «нет», а по природе уже «да».

Весь коллектив театра, начиная с его руководителя Алексея Байдакова, – патриоты Лодейного Поля. И мало того, что они сами преданы своему городу, так ещё и всех заезжих актёров влюбляют в здешние места и добрую «апрельскую» атмосферу. У театра много планов. Статус областного театра поможет их реализовать. А мы, зрители, будем только рады новым спектаклям, новым именам и творческим победам любимого «Апреля».

Светлана ИВАНОВА

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии